Экономический анализ часть2 - Бизнес-план. Характеристика этапов комплексного экономического анализа

4.2. Бизнес-план. Характеристика этапов комплексного экономического анализа

Значение и роль системного и комплексного анализа особенно ярко проявляется в работе по составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, планов общего развития предприятия. По существу комплексный и системный анализ в процессе стратегического планирования призваны помочь получить ответы на три конкретных вопроса:

>       Какова сегодня позиция предприятия?

>       Где должно находится предприятие в будущем для того, чтобы цели проекта были достигнуты?

>       Что нужно сделать, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в положение, определяемое бизнес-планом?

2 См. Розенберг Н., Бирдцелл Л.Е. Как Запад стал богатым. Экономические преобразования индустриального мира. - пер. с англ. - Новосибирск, <Экор>, 1995.

Весь комплекс мероприятий, реализуемых в соответствие с принципами системного и комплексного подходов, направлен на завоевание конкурентных преимуществ и, следовательно, преследует цель улучшения рыночной позиции предприятия. Он, как правило, является основой бизнес-плана (стратегического плана развития, плана реструктуризации, инвестиционного проекта и т.п.3) и разделяется на три этапа.

Первый этап - анализ внешней среды и определение позиции предприятия на рынке.

При определении позиции предприятия рекомендуется4 получить информацию о

•         показателях          экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья;

•         существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя;

•         потребителях и сегментации рынка;

•         основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность);

•         географическом распределении товара, его экспортных рынках;

•         конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов «живыми»   деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.);

•         уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

NB. Традицинно считалось, что на величину фондовооружённости влияют, в основном относительные цены факторов производства. Однако исследования, проведенные на ряде голландских предприятий5, выявили наличие зависимости данного показателя от различных институциональных факторов, а также от шоков спроса (которые проявляют себя в изменении коэффициента, определяющего эффект масштаба). Следует также принять во внимание различные формы поведения предприятий на рынках несовершенной конкуренции, а также отклонения от состояния рыночного равновесия.

По    результатам    маркетинговых    исследований   составляется оптимистический,

пессимистический   и   средневзвешенный   прогнозы развития рынка.

В рамках каждого из прогнозов рекомендуется:

3 Подробное описание принципов инвестиционного проектирования можно найти в книге: Управление
инвенстициями: в 2-х томах/В.В.Шеремет, В.М.Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. – М.:Высшая Школа, 1998.

4 См. методические рекомендации по реформе предприятий (организаций): Приложение к Приказу
Минэкономики России от 1 октября 1997 г. N 118;

5 Smits, J P. The Determinants of Productivity Growth in Dutch Manufacturing, 1815-1913. European Review of
Economic History. Vol. 4 (2). p 223-46. August 2000.

•         определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием;

•         составлять прогноз развития рынка;

•         оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;

На втором этапе проводится оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска) с целью обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап - выбор вариантов развития предприятия. В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:

•         снабженческо - сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

•         производственно - технологической и инновационной политики (минимизация затрат на производство и реализацию продукции, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);

•         ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

•         финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление затратами);

•         инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

•         кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и

руководство           кадрами,    повышение    квалификации    и    подготовка    работников

предприятия,    внедрение        системы    стимулирования    их    деятельности,    развитие социального партнерства).

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке рекомендуется изменить организационно - управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов:

•         обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;

•         обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;

•         закрепление за каким-либо структурным подразделением предприятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляемой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;

•         персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием.

Укажем в заключении данного раздела, что более полному обзору и детальному изучению стратегий посвящены занятия в курсе маркетинга и менеджмента, однако, как нам удалось показать в общих чертах, выбор и изменение целей и стратегий неизбежно приводит к изменению структуры капитала предприятия, а значит и к изменению его финансово-экономического состояния, измеряемого соответствующими показателями. Более подробный анализ этих показателей будет приведен в последующих главах.