• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия - 2.4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия

2.4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия начинается с составления программы (плана). В программе определяются:

з) объект анализа (структура или процесс, технология, операция, процедура);

б) субъект анализа (кто проводит, ответственные лица и испол
нители);

в)  период, за который выполняется анализ;

г)  цель, задачи анализа и диагностики;

д) формы, методы, техника анализа и диагностики;

е) оформление результатов анализа (отчет, заключение, расчет
экономической эффективности или описательная характери
стика);

ж) срок проведения аналитических операций;

з)  кому докладываются (куда направляются) результаты анали
за и как они должны быть использованы.

Структура программы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать введение, аналитическую часть и заключение. Во введении определяется цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается специфика объекта. Аналитическая часть содержит анализ и диагностику технического, финансового состояния; эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального развития коллектива; состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов; затрат на производство и реализацию продукции; инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала. Заключение содержит основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния.

Программа разрабатывается по каждому объекту. Контроль за исполнением программы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия возлагается на его руководителя.

2.5. Информационная база анализа и диагностики деятельности предприятия

Управление, элементом которого является анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в общем случае представляет собой непрерывную процедуру в системе с обратной связью. Информация является главным элементом управления предприятием. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия начинается с исходной информации и завершается тем, что информация о результатах анализа поступает в управляющий орган. Здесь производится анализ информации, сравнение ее с желательным вариантом развития, принятие решения, оформление распоряжений и передача их. Информация об изменении процесса (операции) по результатам управляющего воздействия вновь поступает в систему управления, посредством чего и осуществляется обратная связь.

Таким образом, подготовка и обработка информации о ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия и о внешних и внутренних условиях является важной частью управления предприятием. Этот процесс осуществляется с применением различных

технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета и контроля за ходом производства.

Постоянное увеличение потока информации, необходимой для принятия решении, обусловливает возрастание значения комплексной механизации и автоматизации информационных процессов. В настоящее время существуют два основных подхода к комплексному использованию средств логического и механического преобразования информации. Это, во-первых, автоматизированные системы обработки данных, строящиеся на базе быстродействуюших ЭВМ большой мощности, и, во-вторых, центры обработки информации, которые позволяют механизировать и автоматизировать многие процессы (составление документов, их хранение и поиск) и практически все вычислительные работы, проводимые в процессе управления малыми организациями.

Информационная база анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.

Организационное нормирование (регламентирование) — это система норм, правил, инструкций, регламентов, служащих базой для проектирования и управления производственными процессами. Она включает: номенклатурно-классификационные и технико-экономические нормативы (на материалы, покупные детали, инструменты и т. п.); организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, нормали, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и др.); организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штатные расписания, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.); оперативно-календарные нормативы, регламентирующие производственные процессы (размеры партий, заделы, продолжительность циклов и др.); административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок отпусков по разрешению администрации, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Задачи организационного нормирования заключаются в том, чтобы расчетным путем определить: какой объем работы необходимо выполнить, чтобы решить задачу, поставленную перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем; какова длительность отдельных управленческих операций и процедур; каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда. Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами.

Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на различных уровнях:

♦ на уровне предприятия (утверждаются директором или его заместителями);

♦ государственного комитета, министерства, ведомства (утверждаются начальником управления, заместителем министра или министром);

♦ центральных органов управления (утверждаются Правительством РФ).

Для эффективной организации управления производством при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):

♦ нормирование (регламентирование) должно сочетаться со сти
мулированием (материальным и моральным) и эффективными сан
кциями за нарушение норм (правил);

'   ♦ нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;

♦  нормы (правила) должны быть оптимальными (чрезмерно жесткие и слишком расплывчатые нормативы оказывают дестимули-рующее влияние);

♦  нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;

♦  нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуют соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом.

1. Общие сведения о предприятии.

2.      Информация о системе управления технико-экономической деятельностью предприятия, которая включает сведения:

а) о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональ
ная, командная) и структуре управляющей системы (струк
турные организационные схемы, штатные расписания);

б) о процессах управления (комплекты положений об отделах,
службах, должностные инструкции, функциональные табли
цы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики
проведения совещаний, технологические карты массовых административных и инженерных процедур, системы оценки качества работы и контроля исполнения, проекты улучшения условий труда ИТР и служащих, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, размножения, доставки и хранения документации, секретарского обслуживания и т. д.); в) об оргтехнике (системы внутренней связи и сигнализации, механизированного табельного учета, диспетчеризации, механизации множительных, расчетно-вычислительных, чер-тежно-графических работ, планировки служебных помещений и рабочих мест, мебель и оборудование служебных помещений).

3.    Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах: поставленные, сформулированные руководством планы и программы; первичные документы (наряды, накладные, заборные карты, инвентаризационные ведомости, штатные расписания, лицевые счета, табели выхода на работу); комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, чертежно-графическая, проектно-сметная, технологическая документация.

4.    Информация об экономической деятельности предприятия.

5.    Данные о финансовых результатах. Весьма важен этап накопления систематизированной информации о финансовых результатах. Смысл этого этапа заключается в том, что ценность отдельно взятого финансового показателя возрастает по мере накопления других. Скажем, информативность показателя, характеризующего объем реализации за квартал, повышается, если существует выборка подобных показателей за последние два года — тогда на основе существующей динамики можно строить прогнозы.

6.    Информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия.

7.    Сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия (материалы специальных исследований, результаты анализа резервов повышения эффективности; результаты технико-экономических расчетов; данные научно-исследовательских учреждений; материалы обобщения передового опыта, нормативы, типовые разработки, межотраслевые и отраслевые методические рекомендации, стандарты, техническая документация; материалы внешнего ведомственного, вневедомственного (государственные органы, научные учреждения, аудит) и общественного контроля.

К исходным данным для технико-экономического анализа также относятся результаты сравнительного рейтингового анализа, материалы маркетинговых исследований, данные о мировом зарубежном опыте, публикуемая финансовая отчетность, материалы специализированных информационных агентств и неформальных источников.

Исходная информация имеет особенности в зависимости от отраслевой и технологической специфики производства и вида анализа. Например, для анализа результатов производственной деятельности исходными данными являются сведения о состоянии предприятия, объеме и ассортименте выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и соответствии состояния предприятия целям развития. Для этого изучаются и анализируются отчетные и нормативные документы, статистические данные. Особое внимание уделяется анализу отдельных факторов, и в первую очередь научно-технических, оказывающих определяющее влияние на результаты производственной деятельности любого предприятия. Отчет о прибылях и убытках позволяет проанализировать и оценить рентабельность основной деятельности. Организация и мотивация (активизация и стимулирование) труда являются главными объектами анализа использования трудовых ресурсов.

Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам. Проанализировав информационную базу, можно выявить резервы, спланировать работу предприятия, организовать ее выполнение и соответствующий контроль в целях достижения наибольшей эффективности технико-экономической деятельности при наименьших затратах. Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики финансово-хозяйственнрй деятельности предприятия являются:

•  отсутствие полного объема необходимой информации;

•  невозможность проверки достоверности имеющейся информации;

•  недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.

Контрольные вопросы

1. Кто занимается организацией анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

2.     Какая информация относится к официальной информации анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

3.     Какова последовательность выполнения анализа и диагностики финансово-хозяйствен ной деятельности предприятия?

 

4.      Чем информационная база анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия отличается от организационного регламентирования?

5.      Каковы основные процедуры анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

6.      Как можно оценить эффективность организации анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

7.      Каковы отличия процесса организации анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях энергоемких и трудоемких отраслей?