7.5. Оценка эффективности планирования социального развития предприятия
Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.
Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются:
• экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения);
• аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов);
• нормативный (построен на разработке социальных нормативов);
• имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов);
• логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов);
• программно-целевой (реализуется посредством разработки определенной программы по избранной цели).
Основными разделами плана социального развития предприятия могут быть:
1) образование и квалификация;
2) социально-культурные мероприятия; 3) научная организация труда;
4) охрана труда и безопасность производства;
5) условия лечения и отдыха;
6) санитарно-бытовые условия производства;
7) финансовые ресурсы.
Планирование социального развития предприятия должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определенной работы. Содержание этой работы состоит в подборе совместимых членов коллектива с учетом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных ситуаций, правильной организации управления.
В целом управление социальным развитием основано на программно-целевом подходе. В рамках этого подхода определяются отдельные блоки управления (научно-аналитический, нормативно-правовой, организационно-управленческий). По каждому блоку управления вырабатываются определенные цели, которые реализуются путем специальных управляющих воздействий. Управленческим процессом занимаются конкретные субъекты управления. Структура управления, обеспечивающая нормальное социальное развитие предприятия, показана в табл. 7.3.
Таблица 7.3 Структура управления социальным развитием предприятия '
Блок управления |
Цель управления |
Управляющее воздействие |
Субъект управления |
Научно-аналитический |
Систематический анализ ситуации |
Разработка рекомендаций |
Информационно-аналитический центр, отдельные специалисты, эксперты |
Нормативно-правовой |
Обеспечение нормального социального развития коллектива |
Положения, инструкции, нормы |
Совет директоров, исполнительная дирекция, правление |
Окончание табл. 7.3
Блок управления |
Цель управления |
Управляющее воздействие |
Субъект управления |
Организационно-управленческий |
Реализация основных направлений социального развития коллектива |
Приказы, распоряжения |
Директор и его заместители, начальники производственных комплексов, цехов, участков, служб и подразделений |
Ресурсный |
Реализация целей социального развития |
Бюджетное и иное финансирование |
Финансовая служба, бухгалтерия |
Оценка эффективности планирования социального развития предприятия может быть осуществлена путем диагностики выполнения отдельных разделов и индикативных показателей плана социального развития.