• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка»

Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 17. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

ВОПРОС 17. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Ответ

Анализ производства и реализации продукции включает

в себя:

•            изучение динамики объемных показателей производства и реализации;

•            анализ выполнения плана производства и реализации продукции;

•            анализ динамики запасов готовой продукции;

•            анализ ассортимента;

•            оценку ритмичности производства и реализации продукции.

Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.).

Таблица 11. Анализ выполнения плана производства и реализации товаров

 

Товар

Объем производства товаров, тыс. руб.

план

факт

абс. изм.

отн. изм. %

 

п

ф

Ф-п

(ф/п) • 100

1

1000

1100

100

100

2

600

500

-100

83,33

Итого

1600

1600

0

0

Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.

Товарная продукция — это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.

Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.

Объем реализации продукции может определяться двумя способами:

•    стоимость отгруженных товаров, выполненных работ
и оказанных услуг;

•    стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.

Важным этапом анализа производства и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений показателей объемов производства и реализации определяются:

•             абсолютные отклонения значений последующего пе-риода от значений предшествующего периода;

•             относительные отклонения — как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.

В табл. 11 показан пример таких расчетов.

 

Объем реализации товаров, тыс. руб.

план

факт

абс. изм.

отн. изм. %

п

Ф

ф-п

(ф/п) • 100

1000

900

-100

90

490

500

10

102,4

1490

1400

-90

93,96

Оперативный анализ производства и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Кроме того, анализ производства и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса.

В случае если предприятие учитывает объем реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:

ГПнач+ОП=ОР+ГПкон,

где ГП — запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.; ОП — объем производства, тыс. руб.; ОР — объем реализации, тыс. руб. Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:

ГПнач+ОП+ОН=ОР+ГПкон+ОНкон,

где ОН — отгруженная, но не оплаченная продукция.

Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т. д. Так же отрицательно на деятельности предприятия может сказаться как невыполнение плана производства, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объема производства.

В условиях рыночной экономики особенно важно стало учитывать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и далее нарастающим итогом. Анализ следует проводить как по выполнению договоров на поставку конкретных товаров, так и по предприятию в целом.

Коэффициент выполнения договорных обязательств находится путем деления разности между плановым объемом

 

отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объем поставок.

К = (Ппланн) / Пплан,

где К — коэффициент выполнения договорных обязательств; Пплан     — плановый объем поставок, тыс. руб.;

Пн - недопоставка продукции, тыс. руб. Рассмотрим на конкретном примере. Планировалось по договору осуществить в прошедшем периоде поставки на сумму 10 000 руб., фактически было отгружено продукции на сумму 8600 тыс. руб. Найдем процент выполнения договорных обязательств.

К=(Ппланн)/Пплан= (10 000 - (10 000 - 8600))/10 000 = 0,86.

Таким образом, процент выполнения договорных обязательств составил 86%.