• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка»

Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 18. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ .  АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА

ВОПРОС 18. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ .  АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА

Ответ

Анализ производства и реализации продукции включает

в себя:

•             изучение динамики объемных показателей производства и реализации;

•             анализ выполнения плана производства и реализации продукции;

•             анализ динамики запасов готовой продукции;

•             анализ ассортимента;

•             оценку ритмичности производства и реализации продукции.

Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.). Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.

Товарная продукция — это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.

Валовая продукция включает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.

Объем реализации продукции может определяться двумя способами:

•            стоимость отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

•            стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.

Ассортимент производимой продукции оказывает большое влияние на деятельность всего предприятия. При формировании ассортимента и его структуры следует учитывать такие факторы, как спрос со стороны потребителей и возможности самого предприятия.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Структура ассортимента продукции — это доля объема производства каждого наименования продукции в общем объеме производства предприятия.

Анализ ассортимента начинается с оценки выполнения плана по ассортименту Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться несколькими способами:

•            по способу наименьшего процента;

•            по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;

•            путем расчета коэффициента выполнения плана по ассортименту.

В качестве показателя степени выполнения плана по ассортименту используется коэффициент выполнения плана.

Коэффициент выполнения плана рассчитывается путем деления общего фактического объема производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, па общий плановый выпуск продукции. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.

Рассмотрим выполнение плана по ассортименту, используя данные табл. 12.

Таблица 12. Выполнение плана по ассортименту

 

Наименование продукции

Объем

производства

продукции, тыс

руб.

Выполнение плана, %

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту,

тыс. руб.

План

Факт

 

П

Ф

(Ф/П)*100

Если П>Ф, то Ф Если Ф>= П, то П

А

1000

950

95

950

Б

600

630

105

600

В

700

790

112,86

700

Итого

2300

2370

103,04

2250

Имеющиеся у нас данные позволяют сделать следующие утверждения. По способу наименьшего процента план по ассортименту выполнен на 95 % (во внимание принимается наименьший процент выполнения плана производства отдельных наименований товаров). По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции, процент выполнения плана приблизительно составил 60 %.

Рассчитаем коэффициент выполнения плана по ассортименту

Для этого общий фактический объем производства продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту. делим на общий плановый выпуск продукции.

К=(3/П)*100;

К = (2250/2300) • 100 = 97,82. План по ассортименту продукции выполнен на 97,82 %.

Кроме того, необходимо сравнить структуру ассортимента в отчетном году со структурой ассортимента в прошлых периодах, определив абсолютные отклонения долей отдельных наименований продукции. Анализ структуры ассортимента продукции позволяет оценить важность отдельных наименований продукции с точки зрения достижения общего объема производства и выявить произошедшие за ряд лет структурные сдвиги в ассортименте.

Изменение структуры ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия:

•             объем производства продукции;

•             объем реализации продукции;

•             материалоемкость;

•             себестоимость;

•             прибыль;

•             рентабельность и т. д.

Расчет влияния структуры ассортимента выпускаемой продукции можно произвести методом цепных подстановок.

Кроме того, для анализа структуры ассортимента широко используется метод АВС-анализа.