• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка»

Анализ хозяйственной деятельности -серия «Шпаргалка» - ВОПРОС 33. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ . АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ

ВОПРОС 33. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ . АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПРОДУКЦИИ

Ответ

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость включаются не все затраты на производство и реализацию продукции, часть из них покрывается за счет прибыли. Затраты, которые включаются в себестоимость, определяются «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции», которое утверждается Правительством РФ.

К основным задачам анализа себестоимости относятся:

•             анализ затрат на производство и реализацию продук ции по калькуляцибнным статьям и экономическим элементам;

•             анализ затрат на один рубль продукции.

Анализ себестоимости проводится в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

Важным показателем, характеризующим себестоимость продукции, является уровень затрат на единицу (рубль) продукции, рассчитываемый как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости реализованной продукции.

где Ni - количество i-того вида продукции, нат. ед.; Сi - себестоимость i-того вида продукции, руб./ед.; Цi- цена реализации единицы i-того вида продукции, руб.

Из этой формулы можно выделить факторы, непосредственно влияющие на изменение уровня затрат на единицу продукции.

К факторам первого уровня, непосредственно влияющим на сумму затрат на рубль продукции относятся изменение структуры выпуска продукции, изменение объема выпуска продукции и изменение среднего уровня цены реализации на отдельные виды продукции.

Алгоритм расчета влияния этих факторов:

Рассмотрим процедуру оценки влияния факторов на конкретном примере, данные для расчета приведены в табл. 20.

Таблица 20. Данные для расчета

 

Вид продукции

Прошлый год

Объем

производства,

руб.

Себестоимость единицы, руб.

Цена

реализации

единицы, руб.

А

100 000

40

48

К

60 000

60

64

В

20 000

55

68

Окончание таблицы 20

 

Вид продукции

 

Отчетный год

 

Объем

производства,

руб.

Себестоимость единицы, руб.

Цена

реализации

единицы,

руб.

А

100 000

42

50,4

Б

45 000

61

67

В

35 000

56

70

 

Шаг первый. Затраты на один рубль продукции в прошлом году:

Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек.

Зпр = ((100 000 • 40 + 60 000 • 60 + 20 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 60 000 •64 + 20 000 • 68)) • 100 = 87.

Затраты на производство одного рубля продукции в прошлом году составили 87 копеек.

Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции:

Шаг второй. Затраты на один рубль продукции в ценах и себестоимости прошлого года при фактическом выпуске продукции:

31 = ((100 000 •40 + 45 000 •60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74.

3=((1N... С   )/(IJV.h-Z(. ))-100;

3, = ((100 000 -40 + 45 000 -60 + 35 000 • 55)/( 100 000 • 48 +

+ 45 000 ■ 64 + 35 000 • 68)) • 100 = 85,74.

Шаг третий. Затраты на один рубль продукции в ценах предыдущего года и фактической себестоимости при фактическом выпуске продукции:

32 = (( I Л/. • С )/( I• Ц   )) • 100;

32 = ((100 000 • 42 + 45 000 •61 + 35 000 • 56)/(100 000 • 48 + + 45 000 •64 + 35 000 • 68)) •100 = 88,52.

32 = ((100 000 • 42 + 45 000 • 61 + 35000•56)/(100 000 • 48 +

+ 45 000 -64 + 35 000 - 68)) -100 = 88,52.

Шаг четвертый. Затраты на один рубль продукции в отчетном году:

3ф = ((100 000 •42 + 45 000 •61+35 000 • 56)/(100 000 • • 50,4 + 45000 • 67 + 35000 + 70)) • 100 = 84,77.

Шаг пятый. Определим влияние изменения структуры

производства продукции:

Δ3 (Структура) =31-3пр; Δ3 (Структура) = 85,74 - 87 = -1,26.

Таким образом, изменение структуры производства привело к тому, что затраты на рубль продукции сократились на 1,26 копеек.

Снижение затрат на рубль продукции за счет изменения структуры производства свидетельствует об увеличении в производстве продукции доли продукции с большей рентабельностью.

Шаг шестой. Определим влияние изменения себестоимости продукции:

Δ3(C)=32-31;

Δ3(C)=88,52 - 85,74 = 2,78.

Увеличение себестоимости продукции привело к тому, что затраты на один рубль продукции выросли на 2,78 копеек.

Шаг седьмой. Рассчитаем влияние изменения цены реализации:

Δ3(Ц)=Зф- 32; Δ3(Ц)= 84,77 - 88,52 = -3,75. Рост цен реализации всех видов продукции привел к тому, что затраты на рубль продукции уменьшились на 375 копеек.

Шаг восьмой. Проверка. Δ3=Зфпр=ΔЗ (Структура) + A3 (С) + A3 (Ц);

Δ3 = 84,77-87 =-2,23; Δ3 = -1,26 + 2,78 + (-3,75) = -2,23. Расчеты верны.

Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и прибылью. В ходе анализа производится изучение динамики затрат на рубль готовой продукции, проводятся сравнения этого показателя с аналогичными показателями других предприятий.