• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - 3. Оптимизация государственной и муниципальной собственности

3. Оптимизация государственной и муниципальной собственности

Итак, производство материальных благ не есть функция государства. Поэтому в принципе государственный сектор экономики должен стремиться к нулевой отметке. Но это в идеале. Реалии же таковы, что, к примеру, в середине 90-х гг. минувшего века доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза характеризовалась следующими образом.

Удельный все государственного сектора существенно варьируется по отдельным странам. Чем обусловлены эти различия? Видимо, прежде всего возможностями реализации базовых функций конкретного государства, национальными и историческими особенностями его развития. Иначе говоря, государство должно располагать таким объемом средств производства, материальных и финансовых ресурсов, который ему необходим и достаточен для эффективной реализации собственных функций в данной, качественно определенной экономической и политической среде. Причем существенную значимость имеют такие параметры окружающей его экономической обстановки, как уровень денежных доходов населения, состояние конкурентной среды (монополизации экономики), производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры. И если доходы преобладающей массы населения достаточно велики, то удельный вес государственной собственности в существенной мере  предопределен  состоянием   конкурентной  среды  на

национальном рынке товаров и услуг, поскольку данные общественные потребности могут быть более эффективно удовлетворены посредством рыночных механизмов негосударственным сектором экономики.

Поэтому удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве, равно как и муниципального, есть величина переменная. Она обусловлена прежде всего качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования и развития, а также национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой данной страны.

Таблица 1 Доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза (на конец 1995 г.)

 

Страны ЕС

Численность занятых в госсекторе; тыс. чел.

Доля занятых в госсекторе в % к общей численности занятых в стране

Доля добавленной стоимости предприятий госсектора в % к общей сумме добавленной стоимости в стране

Германия

1600

8

10

Франция

1524

11,9

14,2

Италия

1230

11,5

13

Великобритания

400

2,3

2,6

Испания

387

6

7,2

Швеция

264

11,4

13,3

Австрия

220

10

14

Бельгия

197

9,7

8,6

Греция

169

12

14

Финляндия

159

14,7

19

Португалия

128

6

13,1

Нидерланды

108

3,4

6

Дания

108

7,8

8

Ирландия

60

9,3

И

Люксембург

9

5,6

6,3

ВСЕГО по ЕС

6563

8

9,7

Источник: Государственная собственность и приватизация во Франции / Отв. ред. В.А.Виноградов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1998. С. 108.