3. Оптимизация государственной и муниципальной собственности
Итак, производство материальных благ не есть функция государства. Поэтому в принципе государственный сектор экономики должен стремиться к нулевой отметке. Но это в идеале. Реалии же таковы, что, к примеру, в середине 90-х гг. минувшего века доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза характеризовалась следующими образом.
Удельный все государственного сектора существенно варьируется по отдельным странам. Чем обусловлены эти различия? Видимо, прежде всего возможностями реализации базовых функций конкретного государства, национальными и историческими особенностями его развития. Иначе говоря, государство должно располагать таким объемом средств производства, материальных и финансовых ресурсов, который ему необходим и достаточен для эффективной реализации собственных функций в данной, качественно определенной экономической и политической среде. Причем существенную значимость имеют такие параметры окружающей его экономической обстановки, как уровень денежных доходов населения, состояние конкурентной среды (монополизации экономики), производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры. И если доходы преобладающей массы населения достаточно велики, то удельный вес государственной собственности в существенной мере предопределен состоянием конкурентной среды на
национальном рынке товаров и услуг, поскольку данные общественные потребности могут быть более эффективно удовлетворены посредством рыночных механизмов негосударственным сектором экономики.
Поэтому удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве, равно как и муниципального, есть величина переменная. Она обусловлена прежде всего качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования и развития, а также национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой данной страны.
Таблица 1 Доля государственных предприятий в общих показателях стран-членов Европейского Союза (на конец 1995 г.)
Страны ЕС |
Численность занятых в госсекторе; тыс. чел. |
Доля занятых в госсекторе в % к общей численности занятых в стране |
Доля добавленной стоимости предприятий госсектора в % к общей сумме добавленной стоимости в стране |
Германия |
1600 |
8 |
10 |
Франция |
1524 |
11,9 |
14,2 |
Италия |
1230 |
11,5 |
13 |
Великобритания |
400 |
2,3 |
2,6 |
Испания |
387 |
6 |
7,2 |
Швеция |
264 |
11,4 |
13,3 |
Австрия |
220 |
10 |
14 |
Бельгия |
197 |
9,7 |
8,6 |
Греция |
169 |
12 |
14 |
Финляндия |
159 |
14,7 |
19 |
Португалия |
128 |
6 |
13,1 |
Нидерланды |
108 |
3,4 |
6 |
Дания |
108 |
7,8 |
8 |
Ирландия |
60 |
9,3 |
И |
Люксембург |
9 |
5,6 |
6,3 |
ВСЕГО по ЕС |
6563 |
8 |
9,7 |
Источник: Государственная собственность и приватизация во Франции / Отв. ред. В.А.Виноградов. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1998. С. 108.