• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - 3. Развитие рыночных отношений в России

3. Развитие рыночных отношений в России

С начала 90-х гг. XX века Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и по всей видимости займет не одно десятилетие. Начавшийся в России период реформ нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформацию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода к рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах. К таким исходным условиям можно отнести достаточно жесткую систему централизованного планирования и управления экономикой, гипертрофированный государственный сектор народного хозяйства, преобладание производства продукции производственного назначения над пред-

' См.: Независимая газета. 2000. 1 сентября.

метами потребления, отсутствие макроэкономического равновесия, "антирыночный" менталитет руководящих структур и населения, а также ряд других.

На первых этапах реформирования российской экономики жестко соблюдался принцип экономического либерализма — дать неограниченный простор рыночному саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство в экономические процессы. С точки зрения высших интересов России этот путь себя не оправдал. Этот принцип хоть и с оговорками, но пригодный для благополучных стран, совершенно не соответствовал условиям послесоветской России с ее разрушением производительных сил и упадком экономики. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стали приходить к пониманию, что без помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование. Сказать, что с самого начала современное государство устранилось от экономических преобразований было бы, однако, неправильно. Главной средой своей деятельности в области экономического реформирования оно избрало преобразование отношений собственности. И это вполне понятно. Процесс разгосударствления является важнейшим элементом формирования рыночного механизма хозяйствования. Он обеспечивает создание необходимых условий для экономической свободы различных субъектов хозяйствования. Немаловажно и то, что он способствует разделению собственности и власти. Одна из особенностей последнего процесса в России состояла в том, что бывшие представители государственной и партийной элиты (директора предприятий, работники исполкомов и парткомов различного уровня) отказались от власти в обмен на частную собственность. В данном и иных случаях преобладали методы, далекие от уважения к законам. К сожалению, сам процесс отделения собственности от власти носил во многом криминальный характер.

Как видим, разгосударствление и приватизацию, происходившую в России, нельзя рисовать однозначно розовыми красками. К положительным моментам можно отнести то, что в настоящее время в российской экономике устранено абсолютное

преобладание государственной собственности и завершается процесс формирования многообразных форм собственности. Ныне свыше 3/4 всего государственного имущества перешло в частную собственность. К числу позитивных факторов можно отнести и попытки сформировать условия для привлечения в экономику России иностранных инвестиций. Попытки эти пока малоудачные. Размеры крупных прямых капиталовложений по сравнению с Китаем или Бразилией прямо-таки ничтожны. Согласно мнению ряда консалтинговых фирм Америки и Европы, Россия сегодня считается худшей страной для инвестирования капитала. Причины: высокий уровень социальной напряженности, разгул организованной преступности, продажность государственных чиновников. Создание отечественного фондового рынка также было одной из задач реформы. Такой рынок, соответствующий состоянию России, в настоящее время существует.

Как видим, реформирование отношений собственности сопровождается рядом негативных тенденций. Не до конца разделены собственность и власть. Это выражается в росте коррупции, в зависимости хозяйствующих субъектов от чиновников различного толка, в росте капитала не в результате эффективной экономической деятельности, а за счет доступа к государственной власти и ряда других средств.

Весьма негативным фактором можно считать то, что большинство приватизированных предприятий функционирует в полсилы, их экономическая эффективность крайне низка и растет медленно. В настоящее время преобладающее влияние на эффективность хозяйствования оказывает государственная экономическая политика, но не преимущества, которые дают многообразные формы собственности.

Важнейшей сферой становления рыночного механизма хозяйствования было формирование конкурентной среды. Это обязательное условие функционирования рыночной экономики. Первые шаги в этом направлении были связаны с демонополизацией экономики, т.е. отказом государства от прав на монопольное ведение хозяйственной деятельности. Уже в первые годы реформ был разработан и принят закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Он способствовал проведению антимонопольной политики путем ряда запретов на монополистическую деятельность, на установление монопольных цен и за счет других мероприятий.

В настоящее время в отечественной экономике сформировалось три основных типа рынков. Для машиностроения, строительства, пищевой промышленности и ряда других отраслей производства характерны конкурентные рынки. Автомобилестроению, производству отдельных видов бытовой техники и товаров длительного пользования более присущи олигополии. Имеются и чистые монополии, к которым в большинстве случаев можно отнести так называемые естественные монополии: МПС РФ, РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром" и ряд других.

Как видим, конкурентые рынки охватывают небольшую часть производства. Поэтому важную роль в формировании конкурентной среды играет целенаправленное антимонопольное регулирование. Оно призвано поддержать добросовестную конкуренцию на межотраслевом, межрегиональном и межнациональном уровнях. Однако в настоящее время Министерство по антимонопольной политике пока еще мало способствует решению указанной проблемы.

Разумеется, создание конкурентной среды — это крайне сложный процесс. Обычно он включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо провести демонополизацию и разгосударствление собственности. Затем начинается следующая ступень — формирование рыночной инфраструктуры. Лишь после этого приступают к формированию различных типов рынков. Первый этап стремительно, в шоковом темпе завершен, хотя и далеко не в лучшем виде. Формирование же рыночной инфраструктуры и различных типов рынков — вся эта работа по большому счету еще впереди, поскольку экономика функционирует в половину своих возможностей. При таких обстоятельствах нормальную инфраструктуру и нормальные рынки создать трудно. Благодаря этому в настоящее время уровень развития конкуренции в России все еще крайне низок. И это препятствует нормальному становлению и функционированию рыночного механизма хозяйствования.

Особым фактором становления рыночной экономики в нашей стране является защита экономической свободы, которая тесно связана с реформированием отношений собственности.

Экономическая свобода включает в себя два решающих компонента. Первый из них — право и свобода выбора. Это дает возможность владельцам материальных и денежных ресурсов использовать их по своему усмотрению, а также заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом и покупать любые товары и услуги в пределах имеющегося дохода. Второй составляющей экономической свободы является гарантия реализации личных интересов. Она выражается в том, что каждый хозяйствующий субъект может производить любые выгодные для общества товары и услуги. Оба эти элемента придают рыночной экономике целенаправленность и упорядоченность.

В Российской Федерации в последние годы постепенно складываются условия, способствующие становлению и развитию экономической свободы. Приняты Конституция России, Гражданский кодекс, Кодекс о земле, Трудовой кодекс РФ, действует целый ряд законов, которые регламентируют права и защиту собственности, предпринимательскую деятельность и т.д. Однако процесс весьма далек от оптимальности.

Одним из важных условий формирования рыночных отношений в России можно считать становление и развитие рыночных институтов. Данная проблема вызывает много споров. До сих пор нет единой точки зрения о том, какова роль государства в данном процессе. Одни считают, что рыночные институты должны сами зарождаться в период экономической трансформации общества. Приверженцы указанной концепции ссылаются, в частности, на видного американского экономиста Ф.Хайека. По его мнению процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой. Другая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство и однородность.

Однако споры-спорами, а практика-практикой. Нерешенность проблемы — немалая помеха делу. Известный венгерский ученый Я.Корнай считает, что спад экономического развития,

который наблюдается в большей или меньшей степени в странах, формирующих рыночную экономику, непосредственно связан с так называемой институциональной неполнотой. К ней он относит неразвитость отдельных рынков в этих странах, неравномерное развитие частной собственности, недостаточность экономической свободы и конкуренции, отсутствие рыночной селекции предприятий и т.д.

В России за последние годы многое сделано для преодоления институциональной неполноты. Формируются рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс пока еще находится в начальной стадии своего формирования и развития. По всей видимости она займет достаточно длительный промежуток времени.

В начале современного переходного периода преобладала точка зрения, что в России будет постепенно складываться модель экономики либерального типа. Теперь, через десять лет реформ, многие ученые и практики склоняются к тому, что для нашей страны наиболее предпочтительной моделью может стать смешанная регулируемая экономика. Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики. Обязательными являются также развитые рыночные институты, социальная ориентированность экономики, наличие системы социального партнерства1.

Можно считать, что формирование указанной модели крайне важно для отечественной экономики. Она своеобразно обеспечивает необходимое единство рынка и государственного регулирования. Для нее характерен также баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.