• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - 4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА

4. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭПОХА

охватывает экономику и социальные процессы в развитых странах примерно с середины 50-х годов. Главным фактором, меняющим системную ориентацию экономики, стала научно-техническая революция середины века. Она вызвала активную смену используемых в производстве технологий. Несомненно, цели трансформации экономической системы России должны тяготеть к параметрам постиндустриальной модели рынка. Но и такая конкретизация цели недостаточна. Она остается размытой по связи с потребностями общества. Может служить лишь рамочным, фоновым ориентиром.

Как видим, цели трансформации экономической системы страны не могут быть исчерпывающе выражены с помощью характеристик преобразования экономических институтов. Одни и те же институты, формы хозяйствования и управления могут быть весьма эффективными в одних условиях и совершенно

бесполезными и даже вредными в иных условиях. Поэтому при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориентироваться на прямое копирование моделей, сложившихся в других странах. Цели экономической трансформации должны нести в себе компоненты результативности преобразуемой экономической системы в аспекте ее способностей эффективно отвечать на потребности общества.

Поэтому критерии трансформации экономики должны совпадать с критериями социально-экономического развития страны. В странах с развитой рыночной экономикой правительства в своей экономической политике стремятся к достижению в том или ином сочетании следующего набора целей: а) экономический рост; б) полная занятость; в) экономическая эффективность; г) стабильный уровень цен; д) экономическая свобода; е) справедливое распределение доходов; ж) экономическая обеспеченность; з) торговый баланс1.

Чтобы избежать подмены конечных целей экономической трансформации средствами их достижения или некритериальными лозунгами, важно руководствоваться требованиями экономического закона расширенного воспроизводства. Напомним, что в терминах экономической теории процесс устойчивого экономического развития страны есть ни что иное, как реальное осуществление расширенного воспроизводства. Процесс воспроизводства означает такое последовательное и бесперебойное функционирование фаз производства, распределения, обмена и потребления, что каждый новый цикл воспроизводства начинается производством, перешедшим на более высокую ступень своего развития. Это обеспечивает затем более высокий уровень удовлетворения потребностей общества.

В наиболее развитых странах, начиная с середины XX века, процесс расширенного воспроизводства стал воплощением инновационного типа экономического развития, а само воспроизводство стало именоваться инновационным. Каждый новый цикл такого воспроизводства сопровождался внедрением в производство научно-технологических нововведений, повышающих уровень его эффективности. Фактически в условиях

1 См.: К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Респуб-лика, 1992. С. 23-24.

инновационного типа экономического развития процесс воспроизводства начинается не с фазы производства как таковой, а с фазы научной подготовки воспроизводства (см. схему 1).

Схема 1. Фазы современного процесса расширенного воспроизводства

Научная подготовка воспроизводства подразумевает заблаговременное проведение масштабных научных изысканий, всеобъемлющего маркетинга, конструкторских и технологических разработок, опытных работ (НИОКР в широком смысле слова). Это позволяет предпринимателям постоянно поддерживать производство в инновационно насыщенном состоянии, обеспечивая высокую конкурентоспособность продукции. Предприятия-лидеры современного рынка вкладывают в научную подготовку воспроизводства ресурсы, соизмеримые по масштабам с обычными капитальными вложениями. А в целом в развитых странах на развитие науки направляется 3-4% от годового объема ВВП. Не меньшее влияние на характер воспроизводства оказывает уровень образования населения, которому в развитых странах также уделяется пристальное внимание.

Приведенная схема процесса расширенного воспроизводства позволяет четко обозначить направление, критерий и главные движущие силы (факторы и источники) совершенствования экономической системы. Критерий совершенства системы находится в области параметров, характеризующих уровень потребления (благосостояния) народа в стране. Возвышающиеся потребности людей и общества через цепь фаз процесса

расширенного воспроизводства и обозначают главные движущие силы прогрессивных трансформаций.

Основной источник движения в этом направлении — развитие производства на базе науки и инноваций. Рациональные распределительные процессы, совершенствование обмена тоже очень важны. Однако они в итоге способны повышать уровень благосостояния лишь в меру воздействия на производство, на развитие науки и технологий. К сожалению, в России именно в период радикальных рыночных реформ произошло резкое снижение внимания к науке и технологиям как факторам экономического и социального развития. И именно здесь сейчас необходимо совершить перелом.

В Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, принятых Правительством РФ, поставлена задача модернизации экономики. Она должна осуществляться во взаимоувязке с еще двумя задачами: установить новый социальный контракт в обществе и осуществить реформу власти. Среди мер запроектированной модернизации упоминаются создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, осуществление структурной перестройки экономики и др. Структурная перестройка, в частности, подразумевает: переход от политики поддержки неэффективных предприятий к развитию инфраструктуры; обеспечение мобильности рабочей силы; поддержку "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных); стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий; нацеленность дальнейшей приватизации на структурную перестройку экономики; стимулирование диверсификации экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.

Набор мер выглядит довольно насыщенным и представляется разумным. Но его результативность будет зависеть от того, насколько в действительности он выразит содержание модернизации экономики как наполнения ее инновационными процессами, нацеленными на эффективный экономический рост и повышение благосостояния народа в целом.

Органическая увязка стратегии дальнейшей трансформации экономической системы страны с ее конечной результативностью требует всесторонней разработки и четкого понимания проблемы эффективности экономики.