• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - 4. Социально-экономическая результативность трансформации

4. Социально-экономическая результативность трансформации

Эффективность экономики есть система отношений по поводу достижения целесообразного результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами. Определение эффективности может осуществляться на уровне национального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне фирм (предприятий), домохозяйств, предпринимательских проектов. Весьма распространенным вариантом выражения в рыночной среде эффективного состояния хозяйственной системы является уже упоминавшаяся "эффективность по Парето".

Известный теоретик экономики П.Самуэльсон (США) заметил: "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и в будущем между различными людьми и группами людей'". Отсюда можно вывести четыре принципиальных положения. Во-первых, при принятии хозяйственных решений необходимо исходить из редкости (ограниченности) ресурсов. Во-вторых, центральное место в любой экономической политике принадлежит проблеме выбора ресурсов и целей. В-третьих, особое значение имеет эффективное распределение ресурсов между субъектами хозяйства. В-четвертых, чрезвычайно важно учитывать не только настоящие, но и будущие потребности людей.

Проблема эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйствования в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных

Самуэльсон П. Указ. соч. С. 56.

проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно разработана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе крупных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с преобразованием значительного массива институтов. И, к сожалению, большинство проектов, рекомендующих радикальные рыночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакци-онные издержки1 на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%).

В этих условиях обоснования тех или иных программ преобразований экономических систем не могут ограничиваться словесной аргументацией. От инициаторов трансформационных проектов и реформенных мероприятий нужно требовать расчеты, позволяющие сопоставлять графики ожидаемых эффектов во времени с графиками неизбежных затрат. Разумеется, это дело крайне сложное. Отсутствует достаточный опыт подобных расчетов. Но и идти на ощупь в масштабных трансформациях недопустимо.

Обоснования проектируемых трансформационных мероприятий требуют широкой разъяснительной работы в отношении их социального смысла. Весь мировой опыт экономических реформ свидетельствует, что успех всегда предопределялся тщательными подготовительными акциями, связанными с социальной адаптацией идей реформ в массиве общества. С учетом этого на дальнейших этапах рыночных преобразований в России было бы полезным реализовать ряд важных подходов.

Прежде всего необходима осязаемая для населения связь проводимых мероприятий по трансформации экономической системы с улучшением благосостояния нации. Улучшения от ре-

' В последнее время термину "трансакционные издержки" придают более широкий смысл, чем просто издержки, связанные с обменом. Под трансакционными издержками понимаются все "издержки эксплуатации экономической системы". — Прим. авт.

форм должны распространяться на всех людей (а не на избранных). По ходу преобразований необходимо обеспечить уменьшение, а не увеличение дифференциации по уровню доходов между группами населения. Требуется также достаточно явная связь выдвинутых целей реформ с мотивацией труда большинства общества. Нужно обеспечить, как минимум, понимание людьми этих целей, чтобы превратить максимальную часть общества в активную созидательную силу реформ.

В обществе должно господствовать убеждение, что укрепление научно-творческих возможностей народа — это не вычет из экономических ресурсов, а обязательное условие их умножения. Повышение параметров научного, образовательного и культурного потенциала общества следует сделать одним из компонентов целевой функции, максимизируемой в ходе экономических реформ.

Наконец, возрастающее внимание должно быть уделено факторам экологической результативности всех трансформаций в производстве и обществе. Понимание людьми необходимости понижения отдельных параметров материального потребления ряда устойчивости экологического равновесия — одно из обязательных условий успешности реформ.

Преобразования институциональных форм любой страны не могут строиться в отрыве от общемировых процессов. Ныне усиливается влияние глобальных взаимосвязей на характер социальной и экономической жизни в каждом из конкретных регионов и государств. Это касается и параметров сохранения природы, и технико-технологических стандартов, и характера потребления. Глобальная взаимозависимость трансформационных процессов делает все более значимым контроль за социальными факторами любых преобразований.