• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - Антимонопольная деятельность государств

Антимонопольная деятельность государств

является в определенной мере проведением монетаристской политики, культивирующей движение к свободной конкуренции на мировом рынке. Но, вследствие необходимости защиты интересов национальных товаропроизводителей и активного участия государства во внешнеэкономической деятельности, имеющих место во всех странах, и тяготения крупного производства к сверхприбыли, требования свободной конкуренции в этой сфере не выполняются. Это находит отражение в практике проведения ими антимонопольной политики. Так, с 80-х гг. правительства практически всех экономически развитых стран поддерживают совместные действия национальных корпораций в области специализации экономики и внешней торговли, что ограничивает свободу международной конкуренции. Их общая политика заключается в поддержке национальной экономики и направлена на предоставление отечественным производителям преимуществ в конкуренции с внешними товаропроизводителями на внутренних рынках.

Всеми странами поддерживаются национальные товаропроизводители. В сфере международных отношений правила справедливой торговли не действуют. Например, при проведении администрацией Рейгана экономической политики на решения антимонопольных органов оказывала влияние установка правительства повысить эффективность функционирования экономики, не взирая на нарушение принципов справедливой конкуренции. В политике стран ЕЭС используются методы регулирования цен межгосударственными соглашениями. На мировом рынке страны Европейского сообщества выступают согласованно. В Европе также проводится политика повышения эффективности экономики в ущерб свободе конкуренции. Вместе с тем в рамках ЕЭС действуют общие положения защиты конкуренции, установленные в Договоре об учреждении ЕЭС, отражающие общие правила конкуренции. Меры по антимонопольному регулированию устанавливаются Советом Европы единогласно. Если мера не проходит единогласно, решение принимается квалифицированным большинством.

Считаются несовместимыми с общим рынком всякие соглашения между предприятиями, решения об объединении предприятий и любая координационная деятельность, если она может нанести ущерб торговле между странами ЕЭС. Преследуются нарушения конкуренции, заключающиеся в установлении цен, ограничении производства и сбыта, технического развития или инвестиций. Считается недопустимым распределение рынков или источников снабжения. Запрещено применение к торговым партнерам неравного подхода или включение в договоры дополнительных требований, не связанных с контрактом, которые ставят конкурентов в неравные условия. Пресекается злоупотребление доминирующим положением, в частности, навязывание цен, ограничение производства, сбыта или технического развития в ущерб потребителям. Вместе с тем, если запрещаемые меры способствуют экономическому или научно-техническому прогрессу, они могут быть признаны правомерными и предпринимателю оставляют соответствующую часть получаемой прибыли. Этими принципиальными положениями антимонопольной деятельности руководствуются все страны ЕЭС.

Большое внимание уделяется в ЕЭС выявлению и недопущению демпинга внутри Общего рынка. Комиссия по торговле контролирует поведение на рынках отдельных товаропроизводителей и стран. В случае обнаружения демпинга она вносит предложения по его прекращению. Если демпинг продолжается, Комиссия по торговле уполномочивает пострадавшие страны принять меры защиты, которые она определяет. Несовместимой с Общим рынком признается всякая государственная поддержка отдельных фирм, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию в рамках ЕЭС.

На уровне основных мировых конкурентов (США, ЕЭС, Японии) действуют меры государственного протекционизма в отношении собственных товаропроизводителей. Регулирование осуществляется путем внутренних мер и внешних соглашений (таможенных барьеров или льгот, взаимных поставок, эмбарго и т.д.). Между транснациональными корпорациями правила свободной конкуренции не действуют вообще. Эти корпорации имеют определенную товарную направленность (например, транснациональные нефтяные корпорации). Существует раздел мира между ними по территориальному признаку. Борьба за новые рынки сбыта или изменение квот осуществляется ими самостоятельно.

В мировой практике существует монополизация рынка, сложившаяся в результате развития международного разделения труда на основе различного уровня технологического развития национальных производств. Так, технологическая ориентация и высокая эффективность национального производства позволила Япония монополизировать рынки продукции электронной промышленности через насыщение их качественными недорогими товарами, которые оказываются вне конкуренции.

Подводя итог, можно в целом утверждать, что антимонопольная деятельность обеспечивает развитие основных положений рыночной экономики, служит источником повышения ее эффективности и является эффективным механизмом государственного регулирования. Ее проведение должно опираться не только на законодательно-нормативную базу, но и на эффективную систему контроля за ее исполнением и осуществлением санкций. Последнее особенно важно для России.