• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел первый "Теоретические основы регулирования экономики" - Объективное развитие национальных рынков

Объективное развитие национальных рынков

показывает существование на них некоторого "структурного оптимума", отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими как правило мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль за монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.

На рынках России присутствуют все отмеченные выше хозяйственные структуры. Вместе с тем, на поле эффективной конкуренции пропорции еще не установились. На основных рынках доминируют монополистические и монопольно-оли-гополистические конструкции1. В случае проведения ими общей политики последние превращаются в монополии. Монополия может оформляться на основе слияний или поглощений, или существовать неявно на основе сговора. Примером разрешенной монополии может служить компания "Сибирский алюминий", занимающая около 70% названного рынка. Такие корпорации попадают в сферу юрисдикции Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). Оно без веских причин не должно разрешать их создания. Но если они уже созданы, оно не должно допускать их ценового давления на внутренний рынок.

1 Под монополистической олигополией мы понимаем рынок, на котором действует ограниченное количество хозяйствующих субъектов, различными способами монополизирующих рынок. — Прим. авт.

Олигополические рынки открывают широкие возможности сговоров хозяйствующих субъектов, контролировать которые достаточно сложно. В России опыта их обнаружения практически нет. Для выявления необходимо проведение экономического исследования рынка. Эту работу призван выполнять МАП РФ.