• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - 2. Задачи и направления деятельности

2. Задачи и направления деятельности

Итак, обеспечение экономической безопасности есть комплексная задача. Поэтому проявление угроз экономическим интересам целесообразно рассматривать по ее основным направлениям. Функциональная структура направлений соответствует определенным видам организации    управления    экономикой.    Они    характеризуются

собственным содержанием, принципами и способами обеспечения их выполнения. В сфере экономической безопасности, с точки зрения национальных интересов в области экономики, наиболее актуальными являются обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России.

Смена форм (расширение видов) собственности, экономической политики подняла волну коррупции, экономической преступности, страха, нерешительности. Возникающая криминализация и те или иные попытки противоправных действий в сфере экономики требуют адекватной политики. Нарушение этого требования приводит к болезненным последствиям. Например, своевременно не среагировали на экономически опасные действия финансовых пирамид и получили соответствующий результат. Конечно, эти структуры должны были быть своевременно посредством экономического анализа оценены как экономически опасные. Требовалось принять не только сугубо экономические или финансово-профилактические меры, но и меры уголовно-репрессивного характера. Это тот уровень, где экономическая политика фактически сопрягается с уголовной оценкой последствий и проходит жесткая граница экономической безопасности.

Для отражения угроз экономическим интересам существует ряд приоритетных мер и целей. Таковы консолидация общества на базе повышения уровня жизни всего населения, активизация инвестиционного процесса, стимулирование частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты, проведение жесткой налоговой политики, укрепление национальной валюты, государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль, поддержка и развитие интеллектуального потенциала и отечественной науки, укрепление внутриэкономического пространства с формированием эффективных экономических подсистем в регионах, обеспечение экономической самостоятельности при вхождении в мировой рынок.

Решить задачи национальной экономический безопасности только за счет силового фактора невозможно. В условиях международнои экономической взаимозависимости все большую роль начинает играть экономическая сила. В результате принуждение все чаще уступает место заинтересованности. Сильный предпочитает не принуждать слабого, а привлекать его к общему делу выгодами от сотрудничества. Экономическая сила проявляется в способности страны преодолевать внешние негативные воздействия и использовать к своей выгоде открывающиеся возможности. Определяющая роль в числе факторов силы и безопасности принадлежит внутреннему социально-экономическому механизму. Сбои в его функционировании могут свести на нет любые достижения в накоплении материальных компонентов экономического потенциала и богатства.

Возможность измерять экономические показатели хозяйственной деятельности позволяет включать их в процедуру оценок уровня экономической безопасности и характеризовать тенденции и динамику хозяйственного процесса. В качестве инструментария такого анализа используется система специальных численных характеристик — индикаторов. Они представляют собой количественные соотношения элементов и факторов хозяйственной деятельности. Среди них выделяются те, что указывают на ход экономического развития различных элементов воспроизводства, отклонение от которых несет угрозы экономическим интересам.

Формируемые на их основе обобщающие характеристики используются при построении шкалы оценок. При выборе показателей следует учитывать, что многие из них взаимозависимы в силу объективно имеющихся балансовых связей между ними. Обобщенный перечень пороговых значений включает показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. Среди них можно назвать показатели развития финансовой системы страны, показатели благополучия социальной сферы, показатели успехов во внешнеэкономической деятельности.