• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Государственные нужды

Государственные нужды

— это необходимая Российской Федерации продукция (товары, работы, услуги) для решения задач жизнеобеспечения, обороноспособности и безопасности страны, выполнения федеральных и межгосударственных целевых программ. Эти нужды удовлетворяются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Для чего нужны поставки продукции для федеральных государственных нужд? Они необходимы для обеспечения должного уровня экономической безопасности, независимости и обороноспособности страны, формирования и обновления государственных материальных резервов, успешного выполнения федеральных целевых программ, для улучшения сбалансированности и устойчивого развития хозяйства, выполнения внешнеэкономических обязательств в экспортных поставках продукции, для предотвращения отрицательных последствий при чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия и т.п.).

Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе проектировки развития государственного сектора экономики. Указанные проектировки включают показатели функдионирования и развития госсектора, данные о получении и использовании доходов от распоряжения государственным имуществом, а также показатели оценки уровня использования федеральной собственности и пакетов акций, принадлежащих государству, и программу повышения эффективности федеральной собственности.

Правительство и Центральный банк ежемесячно проводят мониторинг состояния экономики и публикуют соответствующие статистические данные.

Министерства, ведомства и другие федеральные и региональные органы управления разрабатывают и осуществляют годовые, среднесрочные и долгосрочные планы и программы с учетом государственного заказа, а также имеющихся материальных и финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных). В этих планах и программах устанавливаются задачи и цели развития данной отрасли (сферы деятельности, региона) определяется система мер для их достижения. В планах министерств, ведомств, федеральных и региональных органов управления могут устанавливаться основные задания по объему и качеству продукции (работ, услуг), срокам и очередности выполнения работ, количеству ресурсов, выделяемых для выполнения плана (материальных, сырьевых, финансовых и т.п.), по конечным показателям эффективности осуществляемых мероприятий (сумма прибыли, рентабельность и т.п.). Одновременно назначаются работники, ответственные за выполнение плана или плана-заказа. Эта система показателей используется также при обосновании государственного заказа, доведении его до исполнителей и оценке результатов выполнения плановых заданий.

При разработке и реализации планов и программ развития объектов государственного сектора экономики, а также при планировании и размещении госзаказа по поставкам продукции, выполнению работ (услуг) для удовлетворения государственных нужд важное значение имеет соблюдение ряда основных принципов и требований. Это первоочередное решение приоритетных социально-экономических, научно-технологических, оборонных, природоохранных и других важнейших задач, обеспечение наибольшей эффективности и высокого качества выполнения решаемых задач и достижение конкретного

полезного результата в установленные сроки. Это концентрация на стратегических направлениях и полная взаимосвязанность, сбалансированность финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов при минимизации их расхода, а также комплексность и согласованное решение федеральных, отраслевых, региональных и предпринимательских задач с учетом законных прав и интересов всех сторон. Это соблюдение интересов и исключительного права государства на конечные результаты выполнения государственных планов и программ (госзаказов и госконтрактов) по производству продукции, проведению НИОКР и т.п., финансируемых за счет госбюджетных и внебюджетных средств.

Весьма важны конкурсно-контрактная система распределения и организации выполнения государственных плановых заданий (госзаказа, планов поставок) государственными заказчиками, организациями-исполнителями и субподрядчиками, а также экономическое стимулирование выполнения государственных заданий, предусматриваемых в планах, программах и госконтрактах (льготы по налогам, кредитам, целевые дотации и т.п.). Наконец, очень важен такой принцип, как экономическая ответственность сторон за неисполнение государственных заданий и взаимных обязательств (по объемам, качеству и срокам поставок), установленных в государственных планах и госконтрактах.

Большую положительную роль для успешной реализации государственных планов, целевых программ и обеспечения поставок продукции (работ, услуг) для удовлетворения государственных нужд играет внедрение конкурсно-контрактной системы организации выполнения заданий. Эта система имеет в сравнении с методами директивного планирования многие преимущества. Она позволяет привлечь для выполнения государственных плановых заданий (госзаказа) всех желающих исполнителей (поставщиков, предпринимателей) без учета организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности. Система обеспечивает равные права и возможности участников конкурса (вне зависимости от того, к какому сектору они относятся, к частному или государственному). Обеспечивается оптимальное сочетание плановых и рыночных рычагов, эффективно балансируются интересы заказчика и исполнителя, правильно организуются их взаимоотношения на планово-коммерческой (рыночной) основе, при солидарной экономической ответственности и заинтересованности в обязательности и соблюдении сроков работ. Наконец, такой порядок позволяет выбрать в ходе конкурса самого квалифицированного исполнителя, гарантирующего высокое качество работы и получение наиболее высокого эффекта при минимальных издержках и цене.

Организатором конкурса является государственный заказчик. Он назначается Правительством одновременно с утверждением государственного заказа на производство продукции (работ, услуг) и ее поставки для выполнения целевых программ и удовлетворения государственных нужд.

Государственный заказ — это правовой акт, предусматривающий конкретные цели и задания по объему, стоимости и срокам изготовления и поставок продукции, выполнения работ или услуг, необходимых для удовлетворения государственных нужд. Госзаказ размещается государственными заказчиками путем проведения конкурсного отбора исполнителей с последующим заключением государственного контракта (договора) между госзаказчиком и организацией-исполнителем, победительницей конкурса.

Государственный контракт (договор) — это правовой акт, определяющий права, обязанности и взаимоотношения государственного заказчика и исполнителя государственного заказа, поставщика продукции.