• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Институты и механизмы экоразвития

Институты и механизмы экоразвития.

Институты — и это существенно отличает их от других экономических категорий — являются одновременно выражением политических, экономических, демографических и других в том числе технико-технологических и природных условий жизнедеятельности общества. Они задают рамки и предпосылки экоразвития, т. е. общественного прогресса в целом и отдельно по экономическим, экологическим и социальным параметрам его измерения.

При этом отдельные институты из разряда конструктивных и высокоэффективных могут временно стать негативными, тормозя развитие полезных преобразований. Таким в Российской Федерации стал сегодня институт директоров, которые (особенно на государственных предприятиях и в организациях) в силу бесконтрольности сплошь и рядом злоупотребляют корыстными формами осуществления менеджмента, благодаря рыночным свободам личного обогащения. Они пользуются тем, что государство по политическим мотивам устранилось от функций мониторинга справедливого распределения благ.

Каждая муниципальная экономика взаимодействует с региональными, государственными и международными структурами рынка. Всеобщая глобализация настоятельно требует анализа того, как создаются и используются собственные институты, помогающие не только располагать достижениями других, но и участвовать в общечеловеческих процессах экоразвития. Процесс взаимопроникновения и создания единой институциональной Среды идет и снизу вверх до глобальных параметров экоразвития и сверху вниз, создавая предпосылки устойчивого развития.

Палитра, классификация трендов, итогов и перспектив развития включает несколько классификационных групп институтов, которые находятся в эволюционном, общеглобальном состоянии постоянного преобразования. Конечными результатами их трансформации должно стать благосостояние общества, а также сохранение и обогащение природной среды. Относительность и неполнота деятельности этих институтов очевидна. Это видно по слабой степени социальной защищенности граждан, по несовершенству применяемых технологий, что ведет к частым авариям, катастрофам, войнам, росту криминальности в каждой стране.

Многими проблемами экономика ранее не занималась. Они решались на других уровнях: политическими, религиозными и др. организациями. Сегодня в силу институционального их освоения они включаются в программы экономических преобразований (см. табл. 22).

Так происходит с экономическими проблемами, которые после конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) включаются в состав экономических характеристик. То же самое можно сказать о морально-психологических проблемах устойчивости личности в рыночной системе жизнедеятельности и конкретного бизнеса, о гражданских правах людей, которые приобретают не только характеристики объекта экономики, но и ее субъекта, без ограничений по уровню личного благосостояния.

Таблица 22 Государственное регулирование рационального природопользования, экоразвития

 

Методы государственного регулирования рационального природопользования, экоразвития

А. Индикативные

Б. Административные

В. Институциональные

1. Платное природопользование

1. Лицензирование

1. Аудирование (внутреннее и внешнее)

2. Штрафные санкции

2. Установление лимитов природопользования

2. Формирование коллективного общественного экологического сознания и ответственного поведения

3. Экологическое страхование

3. Эколого-эконо-мическая экспертиза природоохранных проектов

3. Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия на окружающую среду

4. Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств и т.д.

4. Совершенствование законодательства, государственных норм и методических правил жизнедеятельности, ГОСТов

4. Формирование конкуренции вэкоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояние граждан, экологичного хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, России, регионах)

5. Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов

5. Экологическое воспитание и образование

5. Информационное сопровождение экологических показателей жизнедеятельности общества, фирм, предпринимателей, региональных структур

6. Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию

6. Создание экологических фондов и контроль за их использованием

6. Разъяснение и наказание за экологические преступления, аварии и катастрофы и др. чрезвычайные происшествия

7. Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды

7. Меры принуждения к законопослу-шанию. Милиция. Суды и другие адми н истрати вн ые органы

7. Сертификация регулярной пожизненной квалификации лиц принимающих решения и стоящих на страже соблюдения экобезопасности

Это рождает осознанную общественную потребность, которая четко сформулирована в отчете Всемирного банка за 1997 г. "Государство в меняющемся мире". Там сказано: "Хорошее правительство не роскошь, оно жизненно необходимо для развития".

Достижения развитых стран "золотого миллиарда", во второй половине этого века сумевших решительно изменить свои урбанизированные территории в сторону резкого улучшения экологических параметров атмосферы, гидросферы, уменьшения количества бесконтрольно выбрасываемых отходов, указывает на огромные возможности человечества для улучшения среды обитания и жизнедеятельности людей. Это возможности интеллектуальные, финансовые, технико-технологические и др.

Оказывается, что огромное многообразие человеческой истории и культуры, расовые, национальные, религиозные, политические и другие различия и противоречия в сознании, поведении, прогнозировании своего устойчивого развития нисколько не мешают взаимодействию людей. Напротив, они все больше способствуют объединению их устремлений во имя здоровья, благополучия и согласия ныне живущих и особенно будущих поколений и их общего дома — Земли. Глобальные параметры делового мышления становятся все более освоенной тактической необходимостью реального поведения. Идеи ноосферы, циклического развития, возрастающее значение технико-технологических преобразований, наконец реальные достижения НТП все более активно формируют институциональную среду, активно реформирующую общепризнанные стереотипы жизнедеятельности.

3. Постиндустриальные проблемы устойчивого

развития

Роль информационных технологий. В глобальном масштабе в индустриализации общественного производства проходят весьма заметные процессы. Общим явлением, оказывающим всеобщее влияние можно назвать вступление наиболее развитых стран в эпоху постиндустриального развития. Технико-технологическое совершенствование их жизнедеятельности создает комплекс социально-экономических и экологических нововведений, создающих неизвестные ранее запросы, ожидания и поведенческие стандарты отдельных индивидуумов, социальных слоев, общества в целом. В этом направлении немедленно развивается рынок. Ибо экономические потребности продолжают оставаться главным компасом рынка ресурсов, товаров, услуг. При этом возрастают его масштабы, изменяются материальные и интеллектуальные формы этих потребностей.

Отличительная черта постиндустриального развития состоит в сокращении доли вещественных результатов в сравнении с возрастающей долей услуг. В значительной мере все это указывает на удовлетворение основных, первичных потребностей общества. В то же время это свидетельствует об интеллектуальном развитии потребителей и готовности и способности рынка к рывку в этом направлении. Институты рынка многочисленными способами воздействуют на производство, заставляя его полнее соответствовать экономическим потребностям общества. Информационная сфера выступает там полем взаимодействия, борьбы и вообще жизнедеятельности, где осуществляется воспроизводство. В конечном счете оно становится воспроизводством человечества.

Информатизация в целом и практические формы ее воздействия на общественное сознание уже в настоящее время выступают важным фактором развития. При этом следует помнить об универсальности информатизации, о ее готовности активно участвовать в совершенствовании производства, обслуживать рыночные отношения, выступать во всех проявлениях интеллектуальной деятельности. Информационные проявления стимулов, возможностей и ограничений могут быть классифицированы. При этом классификация эта во времени постоянно усложняется.

Оценка, анализ, оформление информационных продуктов по тематике промышленной экологии непрерывно развиваются, приобретая все более совершенные формы. Это происходит не только в отдельных странах, но и в интернациональном масштабе в виде международных стандартов, других нормативных документов. Все большее развитие получает оценка воздействия на окружающую среду как система узаконенных исследований, сопоставлений и процедур оценочного характера с максимальной степенью объективности.

В этой связи маркетинговые процедуры приобретают свои особенности. Рынок как единое поле, или сфера жизнедеятельности, с помощью информации выступает отдельно то с точки зрения производителей, а то и с позиции потребителей, а иногда и с позиций других субъектов общества.

Механизмы стимулирования или ограничения деятельности рынков отработаны давно, но экологическая проблематика, хоть и вписавшись в действующие отношения людей, фирм, государств, продолжают активно развиваться, во многом используя и ранее разработанные аналогии. Так, качество деятельности, технологии, продукции и всего сопутствующего шлейфа инфраструктуры (транспортировки, упаковки, использования, ремонта и утилизации итогов промышленной деятельности) в очень короткие сроки дополнились экологическими аспектами, включающими узаконенные нормы и правила, зачастую утвержденные на государственном уровне.

При этом "правила игры" становятся основой информационного обеспечения управления на уровне государств и на уровне информационных технологий, создаваемых на принципах реинжиниринга (см. табл. 23), а также и для информационного сопровождения и осуществления экологических оценок.