• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Кто является участником фондового рынка?

Кто является участником фондового рынка?

Прежде всего, эмитенты ценных бумаг. К их числу относятся юридические и в случаях, предусмотренных законодательством, физические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнять гарантии, вытекающие из условий их выпуска. Такие бумаги выпускаются в целях привлечения финансовых ресурсов для каких-то конкретных целей. Эмитентом ценных бумаг может быть также государство в лице своих органов, а также органы местного самоуправления, которые могут выпускать их для удовлетворения потребностей в финансировании расходов соответствующих бюджетов и отдельных проектов.

Участниками фондового рынка являются также инвесторы. Это физические и юридические лица. В их числе — институциональные инвесторы (инвестиционные фонды, доверительные общества, пенсионные фонды, страховые компании и др.). Все они имеют свободные средства и желают вложить их в ценные бумаги в целях получения от вложенных средств дохода (процентов) или в целях увеличения рыночной цены бумаг.

Заметную роль в фондовом рынке играют посредники. Это юридические лица, деятельность которых тесно связана с предоставлением профессиональных услуг по опосредованию деятельности на фондовом рынке эмитентов и инвесторов.

В фондовом рынке участвует и государство, которое путем принятия законодательных актов и создания соответствующих государственных органов определяет условия правового регулирования деятельности фондового рынка в целях поддержки его эффективного функционирования и защиты его участников.

Участники фондового рынка на добровольных началах могут объединяться в саморегулируемые организации, которые приобретают этот статус при условии государственной регистрации. Саморегулируемые организации самостоятельно определяют условия деятельности своих участников путем установления минимальных стандартов поведения и этики, стандартов по операциям на фондовом рынке, установления и соблюдения правил честной и справедливой деятельности. Государство способствует созданию таких саморегулируемых организаций участников фондового рынка.

Чрезвычайно важной для быстрого и динамичного развития фондового рынка является посреднические операции с ценными бумагами в целях получения прибыли. Прибыльность необходима для привлечения на фондовый рынок интеллектуальных и финансовых ресурсов, а также для консультаций и исследований по финансам, для покрытия рисков в процессе первичного размещения и обращения ценных бумаг. Посредническая деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг лицензируется в соответствии с действующим законодательством.

Посредниками на фондовом рынке могут быть предприятия, специализирующиеся на работе с ценными бумагами, осуществляющие посредническую деятельность по выпуску и обращению новых бумаг, выполняющие операции на фондовом рынке по поручению и за счет своих клиентов (комиссионная или

брокерская деятельность), за свой счет, т.е. коммерческая (дилерская) деятельность, по поручению эмитента в процессе первоначального размещения ценных бумаг. Посредники предоставляют иные услуги (инвестиционное консультирование, управление портфелями ценных бумаг, доверительные операции с ценными бумагами, регистрационные функции и т. д.). Эти предприятия обязаны иметь собственный капитал, адекватный объему их операций на фондовом рынке.

Посреднической деятельностью занимаются также банковские учреждения, которые наряду с иными финансово-кредитными функциями могут заниматься посредничеством по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Такие операции на фондовом рынке они выполняют за свой счет, по поручению и за счет своих клиентов. Банки осуществляют регистрационные функции, доверительные операции с ценными бумагами, предоставляют займы, связанные с акциями, облигациями и проч. Возможности банков по инвестированию в ценные бумаги в России нуждаются в расширении при одновременном обеспечении защиты вкладчиков банков через экономические нормативы, установленные для коммерческих банков.

Инвестиционные компании совмещают функции финансового посредника на рынке ценных бумаг и институционального инвестора, для которого инвестирование в ценные бумаги является основным источником дохода и неотъемлемой частью деятельности. Взаимные фонды инвестиционной компании аккумулируют средства инвестора для совместного инвестирования в ценные бумаги, действуя за счет и в интересах лиц, приобретающих эти бумаги. Инвестиционные компании выступают для других институциональных инвесторов инвестиционными менеджерами и консультантами, формируют их активы в ценных бумагах, организуют начисление и оплату доходов по таким бумагам.

Посредники могут объединяться в добровольные объединения, в том числе — фондовые биржи. Они осуществляют операции как на биржевом, так и на внебиржевом рынке ценных бумаг.

Наличие таких инфраструктурных институтов фондового рынка, как депозитарии и клирингово-расчетные учреждения, является непременным условием существования данного рынка. Они призваны служить средствами обеспечения сохранности и перемещения ценных бумаг из собственности одних инвесторов в собственность других, средствами правильности и своевременности проведения расчетов по сделкам с ценными бумагами. Как видим, инфраструктурные институты выполняют вспомогательные функции на фондовом рынке.

Россия еще не достигла мировых стандартов в области рынка ценных бумаг. Что же может служить ориентиром? Прежде всего страна должна иметь развитую и эффективно действующую систему национального депозитария ценных бумаг. Кроме их хранения, система национального депозитария может осуществлять и дальнейшее обслуживание соглашений по ценным бумагам, предоставлять услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию, по обработке информации (действия эмитентов, обеспечение выплаты дохода и т. д.). Депозитарий может включать систему платежей в свою структуру. Но он может быть связан с отдельными платежами. Необходима далее система зачета требований при наличии достаточного объема фондового рынка. Все соглашения по ЦБ должны выполняться в соответствии с принципом "поставка против платежа". Должны быть приняты стандарты Международной организации по стандартизации (ISO) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нумерации.

Обращение акций, облигаций и др. должно обеспечиваться системами биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами, национального депозитария, зачета требований (клиринга), которые будут развиваться, исходя из потребностей фондового рынка, в целях обеспечения своевременной поставки ценных бумаг против платежа. Нужна система быстрой, эффективной и разумно организованной сверки условий соглашений, а также быстрого, беспрепятственного и надежного удостоверения (регистрации) перехода прав собственности на ценные бумаги.

Для обслуживания процесса денежного клиринга и выполнения соглашений по ценным бумагам, для государственного контроля за безопасностью в качестве клирингового (расчетного) банка в системе национального депозитария должен выступать национальный банк и уполномоченные им учреждения

банковской системы. Для этого функция регистрации права собственности на ценные бумаги и его перехода должна быть отделена от эмитентов и осуществляться уполномоченными учреждениями, независимыми от эмитентов. Эти же учреждения будут предоставлять эмитентам и акционерам сведения по реестру собственников соответствующих ценных бумаг.

Систему национального депозитария составляют сам национальный депозитарий и его участники, т.е. локальные депозитарии банков, посредники на рынке ценных бумаг и специализированные депозитарные учреждения (регистраторы), региональные центры сертификатных аукционов, которые непосредственно обслуживают участников фондового рынка.