• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел третий "Государственная политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства" - Место и роль государственного сектора экономики

Место и роль государственного сектора экономики

принято характеризовать в рамках смешанной экономики набором конкретных показателей. Таковы, стоимость или размер (в натуральном измерении) государственного имущества (федерального и субъектов федерации) и его доля (в %) к общей стоимости или величине конкретного вида имущества страны (в натуральном измерении), число предприятий, хозяйств и других предпринимательских структур (в том числе со смешанной собственностью в государственном секторе) и их удельный вес в общем количестве предприятий страны, численность и доля (в %) работников, занятых в госсекторе. Весьма важны показатели объема продукции, товаров, работ, услуг, производимых предпринимательскими и другими структурами госсектора и их удельный вес (в %) к объему ВВП и объема государственного заказа, выполняемого предприятиями, как государственного, так и частного сектора (объем продукции, работ, услуг) и его доля (в %) к ВВП.

Большое внимание уделяется показателям суммы и доли (в процентах капиталовложений к ВВП, а также в процентах к общему объему инвестиций в стране, суммы средств, выделяемых из государственного бюджета для финансирования каждой сферы или отрасли (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, культура, оборона, охрана природы и т.п.) и доля их в расходах госбюджета, а также суммы социальных трансфертов и их доли (в процентах) к доходам населения. Для оценки роли и места государственного сектора, помимо этого, используются показатели, характеризующие абсолютные суммы затрат и их долю (в процентах) к ВВП (общий размер государственных расходов, в том числе расходы на отрасли, производящие общественные блага, трансферты и субсидии на содержание госаппарата).

Приведенные здесь показатели должны дополняться оценкой качественных конечных результатов функционирования госсектора. Для этого надо использовать общепринятую систему показателей, отражающих качество и эффективность продукции и работ, их конкурентоспособность, уровень рентабельности, окупаемость капиталовложений и др. (подробнее об этом в главах X и XVIII).