• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - 1. В чем смысл устойчивого развития

1. В чем смысл устойчивого развития

В современном представлении хозяйственная деятельность экономически связывает звенья технологических процессов жизни общества в ходе разрешения

* В подготовке главы XII принимала участие И.Ю.Степаненко.

возникающих противоречий между возрастающими потребностями и объективными реальными возможностями их удовлетворения. Соответственно возникает необходимость в знаниях и практических приемах осуществления поставленных хозяйственных целей через складывающиеся формы экономических отношений как динамичной системы взаимосвязей и мотивов поведения с порождаемыми ею стимулами активизации действий в приобретении тех или иных преимуществ. Они способствуют развитию взглядов и представлений о механизме удовлетворения потребностей и определяемых ими мотивов поступков и поведения, что можно обобщить понятием "интересы". Совокупность последних определяет круг жизненно важных обстоятельств и ситуаций, фокусирующих усилия органов управления хозяйственной деятельностью на формирование и реализацию положений экономической политики.

Условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития хозяйственной системы при прагматичном уровне государственного регулирования экономических процессов. При этом должно быть гарантировано и обеспечено сбалансированное решение социально-экономических задач в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Концептуально экономическая устойчивость — это состояние автономной хозяйственной системы, которое обеспечивает ее способность к целенаправленному функционированию (стабильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде.

Появление понятия устойчивости в публикациях второй половины 80-х гг., связанных с документами ООН по проблемам окружающей среды и развитию, явилось логичным уточнением взглядов на проблемы долговременного прогресса, сопровождаемого оценками источников поддержания цивилизованного уровня жизнедеятельности и приумножения капитала. При этом подразумевается развитие хозяйственной системы, связанное с регулированием состояния экономической, социальной и экологической сфер. Такое регулирование призвано предупредить переход экономики в состояние необратимой деградации.

Словосочетание "устойчивое развитие" — "sustainable development" имеет в переводе на русский язык несколько смысловых значений: "устойчивое, обеспеченное, поддерживаемое развитие". Это позволяет расширенно трактовать постановку практических задач, акцентируя внимание на стабильном состоянии движения. Тем самым определяется его восприятие как опорного, универсального в понятии прогресса, как новая парадигма модели развития цивилизации.

В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", подчеркнуто, что переход предполагает формирование эффективной экономики, которая использует минимум ресурсов для получения единицы результата. Влияние фактора экологизации на устойчивое развитие хозяйственной деятельности проявляется в "обычном бизнесе", но при условии, что этот бизнес экологически ориентирован и тем самым обеспечивает стабильность хозяйственных ситуаций технологически, а среду обитания — по качественным характеристикам.

Структурно экономическая устойчивость синтезирует ряд аспектов общего хозяйственного назначения. Среди них ресурсное обеспечение (сырье, капитал и рабочая сила) и технологические возможности создания необходимой номенклатуры товаров и услуг. Важную роль играют интеллектуальный потенциал как источник новаций и достижений научно-технического прогресса, а также должная стабильность финансовых потоков как фактор цивилизованных экономических отношений. Необходима и достаточная защищенность хозяйственной системы от негативных воздействий внутренних и внешних источников.

Процесс развития можно представить как эволюционно-по-следовательное изменение состояния хозяйственной системы с переходом на новые, качественно отличающиеся уровни, иллюстрирующие рост и изменение ее социально-экономических характеристик. Особенностью такого процесса является необратимость, невозможность обратного движения. Устойчивость национальной экономики зависит от согласованности таких стратегически важных характеристик, как совокупность экономических интересов хозяйствующих субъектов, динамика макроэкономических показателей и направленность их изменения, состояние институтов управления экономикой, обстановка во внешней среде экономических отношений.

Материальной основой устойчивого развития экономики служат природные ресурсы и технологические процессы их использования. При этом приходится считаться с возможностью и вероятностью потери устойчивости хозяйственной системы. Ведь разрушение одной ее структуры и создание другой — непременные атрибуты экономических параметров ее состояния. Их нужно оценивать на доступных для этого этапах ожидаемых или внезапных воздействий внутренних или внешних источников. При анализе обращается внимание на ряд условий. Так, хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если получаемые от нее выгоды не превышают вызываемого ею ущерба. Сам причиняемый ущерб желательно снижать до самого, низкого уровня по сравнению с его разумно допустимым размером. В процедурах принятия решений должен быть предусмотрен комплекс экономически оправданных превентивных мер, которые необходимо осуществить при достижении поставленной хозяйственной цели.

Логическим завершением формирования концепции и стратегии устойчивого развития экономики будет разработка механизма, органически вписывающегося в хозяйственную структуру рыночных отношений. Осуществимость государственного регулирования обеспечивается создаваемой системой правовых и экономических рычагов через институционально сочетающиеся политические, социальные и экономические условия структуры управления хозяйственной деятельностью. При этом учитываются тактические и стратегические задачи, необходимость и возможность сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов, совмещения всего того ценного из наследия прошлого, что люди ценят и к чему привыкли.

Каждая страна обладает весьма изменчивым и нередко субъективно определяемым потенциалом экономической устойчивости. Этот потенциал включает в себя ресурсы и резервы национального хозяйства, уровень эффективности хозяйственной деятельности, проводимую экономическую политику, институциональную организацию управления, способность адекватно реагировать на изменения внешней конъюнктуры и поведение мировых экономических лидеров, степень участия в международных финансовых, политических и общественных организациях.

Основополагающим методологическим принципом исследования структурных преобразований экономики с постановкой задачи устойчивого развития следует считать их обусловленность содержанию экономической действительности. Простое логическое рассмотрение экономической действительности позволяет выделить ряд звеньев (или принципов второго порядка), которые могут быть положены в основу методики исследований. Таковы формирование объективных жизненно важных потребностей в пространственно-временном измерении, формулирование основных экономических интересов как базовая обусловленность оценок удовлетворения потребностей, близкое к оптимальному сочетание общего социального благополучия с экономическими интересами хозяйствующих субъектов.

В новой парадигме экономических отношений механизм государственного регулирования включает инструментарий правовых и экономических методов.