• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - 3. Экономическая устойчивость в условиях глобализации

3. Экономическая устойчивость в условиях глобализации

С формированием геоэкономического пространства и мирового рынка, при возрастающем влиянии на хозяйственный успех факторов озабоченности качеством среды обитания и достигнутого уровня обеспечения цивилизованных потребностей, все шире распространяются взгляды, опирающиеся на философию "открытости" национальной экономики. При этом делаются попытки выявить способы обеспечения благополучия населения в реально складывающихся условиях хозяйствования. Экономические отношения ныне ориентируются на установление выгодного сотрудничества в сочетании с возможностью контролировать мотивацию поступков и поведения управленческих структур в достижении поставленных хозяйственных целей.

Обеспечение национальных интересов в рамках мирового хозяйства предполагает создание благоприятных условий для развития собственной хозяйственной деятельности и удовлетворения потребностей населения страны. Борьба же за лидерство и соперничество в целом стимулируют появление различных форм международной специализации и кооперации, подавление или ограничение возможностей конкурентов любыми способами. Интеграция в мировом хозяйстве определяет условия поведения и предполагает учитывать особенности политического и экономического положения партнеров. В этой обстановке возрастает регулирующая роль государственных и межгосударственных институтов в установлении норм и режимов отношений, которые бы не противоречили сохранению экономической самостоятельности и принципам устойчивого развития национальной экономики стран.

В мировом экономическом пространстве звенья хозяйственных систем, действуя согласованно в силу объективного совпадения интересов, составляют самовоспроизводящуюся целостность, формирующую язык и технологии влияния, организационные структуры и коммуникации. В результате выработались условия и параметры общемирового хозяйственного развития, которые приобрели смысл "правил игры". Естественно стремление национальных экономик извлечь максимальную выгоду от международного обмена. Но общепринятые правила игры вносят свои коррективы в принятие ими экономических решений. Такой подход к поиску ответа на главный вопрос современности — с помощью каких факторов экономического роста общество может добиться нормальных условий цивилизованного развития — наиболее рационален. Можно рассуждать о степени благополучия и процветания сквозь призму значимости демократических институтов, о возможностях достижения богатства трудолюбивыми и предприимчивыми. Однако необходимо трезво анализировать причины бедности людей и деградации среды обитания, которые и обусловливают состояние экономической неустойчивости.

Интересы экономического развития требуют поиска новых практических подходов к принятию долгосрочных решений по стратегическим направлениям хозяйственной деятельности в стране. Для обеспечения экономической устойчивости при интеграции в мировую экономику невозможно обойтись без государственного регулирования. Оно призвано формировать оптимальную структуру экспорта, предполагающую весомую часть товарной продукции с высокой степенью переработки исходных ресурсов и высококачественных классных услуг. Именно государству принадлежит решающая роль в выявлении и целенаправленном освоении, исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, наиболее перспективных для экспорта товарных ниш на мировом рынке при должной концентрации усилий и средств для достижения намеченных выгод. Оно поддерживает и развивает отвечающие национальным интересам формы производственной кооперации, инжиниринга, лизинга. Ему принадлежит главное место в достижении благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными партнерами, межгосударственными союзами и международными торгово-экономическими организациями. Наконец, без государства не обойтись при регулировании на долгосрочной основе валютно-финансовых отношений со странами-должниками, государствами и организациями- кредиторами.

С формированием геоэкономического пространства меняются темпы торгового обмена. Это подчеркивает значимость для национальной экономики внешнеэкономической деятельности и перемещения капитала в те сферы, где предпочтительней та или иная форма инвестиций. За 40 лет до Второй мировой

войны объем мировой торговли вырос в два раза, а за 50 послевоенных лет — в 30 раз, составив в среднем за год 400 долл. США на душу населения Земли. Вывоз капитала в первом случае вырос более чем на 33%, а во втором — он удваивался каждые 6-7 лет. К середине 90-х гг. его объем превышал 1,2 трлн долл. в год (кредиты, прямые и портфельные инвестиции).

В новой мировой ситуации большое значение приобретают как претензии государств на свою долю в мировом доходе, так и способности предлагать товары и услуги, отвечающие возрастающим потребностям. В мировом валовом продукте доля России в 2000 г. оценивалась в 1,2%, что никак не соответствует возможностям ее экономического потенциала (природные ресурсы, имущественные ценности, человеческий потенциал). Существенны масштабы и осуществимость реализации этого потенциала в целях достижения высоких показателей динамичности состояния хозяйственной деятельности в стране.

Экономическую устойчивость можно оценивать и по такому признаку, как стабильность предложения на мировом рынке определенной продукции. Таковы, например, поставки сырья (драгоценных камней, ряда цветных металлов, энергоносителей) или оказание конкретного рода услуг (познавательный или спортивный туризм, лечебно- оздоровительные услуги, использование территории для научных исследований или осуществления практически ориентированных целей). Но подлинно устойчивое развитие экономики страны должно оцениваться по перспективности новых предложений, способствующих прогрессу цивилизации и опирающихся на достижения науки. Сегодня ориентиром является рынок наукоемкой продукции, который формирует около 50-ти макротехнологических систем, поставляющих информационные технологии, компьютерную и аэрокосмическую продукцию, реакторы, конструкционные материалы. Именно этот рынок определяет будущность развития экономики. Объем мирового рынка оценивается более чем в 2 трлн долл., с удвоением каждые 15 лет. У России есть все основные исходные научно-технические предпосылки вести уровневую конкурентную борьбу по 10-15 макротехнологическим системам. По тем из них, где наиболее предпочтительны конкурентные шансы, рынок продукции в 1995 г. оценивался в 22,5 млрд долл. США с тенденцией роста к 2010 г. до 94-98 млрд и к 2015 г. до 180 млрд долл.

Продукция наукоемких производств особенно живо реагирует на состояние рынка. Это влияет на развитие интереса к выявлению возможностей обновления. Соответствующие условия в хозяйственной деятельности обусловливаются инновационно-инвестиционными факторами экономической устойчивости развития.