4. Механизмы регионального и муниципального регулирования экономики
Современная трансформация социально-экономической ситуации в регионах в условиях перехода к рыночным отношениям вносит радикальные перемены в региональную, экономическую политику. Создание и развитие ассоциаций субъектов Российской Федерации, их стремление проводить взаимосогласованную экономическую политику в крупных экономических районах представляет поиск новых форм разработки и эффективной реализации региональной экономической политики. Идет медленный, противоречивый, порой мучительный процесс формирования нового механизма осуществления территориального развития.
Федеральный центр всей совокупностью методов и инструментов региональной экономической политики призван обеспечивать ее действенность, целенаправленность, эффективность, взвешенность, обоснованность, справедливость. Региональные органы власти с учетом особенностей территориального развития должны обеспечивать ее эффективность, направленность на структурные и институциональные преобразования, на повышение уровня и качества жизни населения. Каждое из этих направлений региональной экономической политики располагает определенным набором методов и инструментов. Они могут быть как общими, так и специфическими. Их совокупность должна быть направлена на решение задач территориального развития.
Обеспечение экономического роста требует целенаправленного сочетания централизованных и децентрализованных управленческих воздействий на воспроизводственный процесс. При формировании механизма государственного регулирования необходимо учитывать развитие самостоятельности регионов и их стремление к кооперации в решении социально-экономических вопросов. При этом взаимодействие органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления призвано ориентироваться на стабилизацию экономики и экономический рост на основе обеспечения сбалансированности развития экономик регионов, сведения к минимуму существующего неравенства между ними, мешающего социально-экономическому развитию территорий и страны в целом. Крайне необходимо также наиболее эффективно использовать имеющиеся в регионах природные, материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.
Такой подход позволяет реализовать как общегосударственные, так и локальные (региональные, местные) задачи. Среди общегосударственных задач в качестве основных следует выделить укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности страны, формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры. Важно добиваться сокращения чрезмерно глубоких различий между уровнями развития регионов, эффективного функционирования рыночного механизма межрегионального сотрудничества. Существенное значение имеет целенаправленное решение социально-экономических проблем, с которыми не в состоянии эффективно справиться рыночный механизм.
На региональном и муниципальном уровнях стоят проблемы регулирования ряда социально-экономических процессов. Речь идет о развитии собственной экономической базы территорий, обеспечении комплексности и рациональной структуры их экономики, о формировании региональных и межрегиональных рынков, повышении уровня жизнеобеспечения населения.
Механизм взаимодействия органов власти и управления на уровне федеральных округов, регионов и муниципальных образований строится на использовании организационно-правовых, административных и экономических методов регулирования. Он предполагает как вертикальные, так и горизонтальные взаимоотношения между уровнями власти и хозяйствующими субъектами. Цель таких взаимосвязей — создание необходимых возможностей для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов регионального хозяйства, обеспечение устойчивого экономического развития регионов
в рамках международного и внутрироссийского разделения труда, обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения. Приоритеты данного механизма определяются особенностями экономики регионов, их местом в системе территориального и отраслевого разделения труда, специализацией производства, потребностями хозяйства и населения.
Регулирование территориального развития должно руководствоваться стратегией социально-экономического развития регионов. В качестве рычагов могут быть использованы как традиционные (административные, бюджетные, налоговые, денежно-кредитные и т. д.), так и специфические методы и инструменты. Ряд мер воздействия предусмотрен в межрегиональных и региональных программах, долгосрочных планах-прогнозах, в экономических соглашениях, заключенных на разных уровнях управления, но затрагивающих интересы конкретной территории. При этом могут использоваться как прямые, так и косвенные методы воздействия. Принципы, методы и механизм регулирования территориального развития региона во многом связаны со спецификой бюджетного устройства региона и перераспределением части средств в его территориальные звенья. Немаловажна и роль экономической базы хозяйственной территории.
Формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства является важным элементом в системе государственного регулирования экономики. В связи с параллельным формированием новой модели федеративных отношений и новой модели бюджетно-налоговых отношений особое значение приобрел бюджетный федерализм. Под ним понимаются межбюджетные отношения и механизм их взаимного регулирования федеральными и региональными уровнями государственной власти.
Бюджетный федерализм как один из инструментов осуществления региональной и межрегиональной экономической политики предназначен решать ряд важных задач. Прежде всего с его помощью обеспечивается рациональный и дифференцированный подход к распределению бюджетных средств между федеральным центром и субъектами Федерации. Должны при этом учитываться региональные особенности (ресурсы, экономический потенциал, демографические характеристики, условия жизнедеятельности населения, возможности эффективного развития рыночных механизмов и т. д.). Бюджетный федерализм призван создавать условия для стабилизации и роста экономики регионов, ее структурной и институциональной перестройки, развития приоритетных отраслей специализации, регулировать формирование доходов бюджетов разных уровней в соответствии с расходами на цели и задачи, законодательно закрепленные за каждым уровнем власти. Он помогает перераспределять финансовые средства в соответствии с законодательно закрепленными принципами реализации региональной политики.
Межбюджетные отношения, основанные на бюджетном федерализме, отражают сущность финансового механизма государственного регулирования территориального развития. Но косвенно они могут быть использованы для регулирования межрегиональных взаимоотношений через регулирование их доходов и расходов. Система бюджетно-налоговых отношений способна активно содействовать устойчивому развитию экономики страны и преодолевать дезинтеграционные явления. Поэтому в региональной экономической политике важен групповой (дифференцированный) подход к формированию территориальных бюджетов, главным образом его дотационной части.
Механизм перераспределения бюджетных средств предполагает согласованную оценку необходимых расходов бюджета определенного характера и доходов, предназначенных для их финансирования. Установлены процедуры запуска или прекращения налогового выравнивания в отношении данного региона или группы регионов. Трудности в реализации такого подхода связаны со сложностью определения действительных потребностей регионов в расходах и отсутствием надежных методов определения потенциального уровня бюджетной доходности регионов.