• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики"

Государственное регулирование рыночной экономики - Раздел второй "Механизм и ресурсная база государственного регулирования экономики" - В Российской Федерации стратегия в денежной и кредитной областях

В Российской Федерации стратегия в денежной и кредитной областях

отражается в совместном ежегодно принимаемом и утверждаемом документе Правительства и Банка России — "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики". В данном документе традиционно основной упор делается на констатации и анализе достигнутых результатов, а также на описании ориентиров, заложенных

в единую государственную денежно-кредитную политику и служащих негласным "законом" для денежного агента.

От ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики зависит общий объем централизованного кредитования, осуществляемого денежным агентом. Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, центральный банк устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, определяет выбор, полноту и сочетаемость применения того или иного инструмента из арсенала денежно-кредитной политики.

Нельзя сказать, что арсенал денежного агента изобилует множеством инструментов. В этом и нет необходимости, ибо эффективность проведения денежно-кредитной политики, т.е. достижение ею рационально и расчетно намеченных ориентиров, в значительной степени, и это подтверждается исторически, зависит не от количества используемых инструментов, а от разумности, своевременности и качественности их применения. При этом надо иметь в виду, что невозможно обойтись одним инструментом там, где, по крайней мере теоретически, требуется десяток.

С точки зрения теории, к основным инструментам денежно-кредитной политики и методам ее проведения можно (в алфавитном порядке, а не по степени значимости) отнести: валютное регулирование; выпуск от имени центрального банка облигаций; нормативы обязательных резервов, депонируемых в центральном банке (резервные требования); операции на открытом рынке; процентные ставки по операциям центрального банка; прямые количественные ограничения; рефинансирование банков; установление ориентиров роста денежной массы.

На практике наиболее "ходовыми" в моделировании денежно-кредитной политики в условиях развитой рыночной системы общепризнанны такие инструменты, как процентная ставка; учетная ставка рефинансирования; ставка обязательных резервов кредитных организаций; операции на открытом рынке ценных бумаг.

Кратко рассмотрим все теоретически возможные к применению инструменты денежно-кредитной политики, поскольку развитие экономики, особенно на ее переходной трансформационной стадии, может предъявить требования активно применить те из инструментов, которые выпали из поля зрения правительств стран с развитой рыночной экономикой или потеряли для них свою актуальность. Рассмотрим, как и начали, — в алфавитном порядке.

Из всего многообразия инструментов политики валютного контроля и валютного регулирования на долю центрального банка достались валютные интервенции. Под ними понимают куплю-продажу центральным банком иностранной валюты на валютном рынке. Цель данных мероприятий — воздействие на стоимость (курс) национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам, и тем самым на суммарный спрос и предложение денег. Валютный курс — это ничто иное, как стоимость обязательств национального правительства по отношению к обязательствам правительств других стран. Таким образом, центральный банк как денежный агент наделен весьма специфическими полномочиями через поддержание валютного курса —поддерживать престиж своего правительства на мировой политической, экономической и финансовой аренах. Из сказанного ясно, что самым сложным моментом, свидетельствующим о профессиональных качествах руководства центрального банка и их приверженности национальным интересам и правительству, становится искушение стать на валютном рынке полноправным игроком. Игроком, который пускает в ход свою прибыль и бережно собранные национальные резервы. Игроком, перед которым пасуют все национальные кредитные организации. Игроком, который в азарте подминает под себя своих подопечных, стремящихся всеми способами по сусекам наскрести денежные средства, чтобы устоять, выдержать, не сдаться. Если такое случается с каким-либо из центральных банков, то ничего удивительного в том, что забвению придается именно денежно-кредитная политика. В результате начинается инфляция (рост цен), гиперинфляция, супергиперинфляция, крах, калейдоскопная смена правительств и т.д. Мировая практика рекомендует центральным банкам не поддаться искушению, придерживаться "политики вуали", т.е. действовать на валютном рынке через уполномоченные банки, деятельность которых строго регламентируется законом.

В целях реализации правительственной денежно-кредитной политики центральный банк может (если это предусматривает

национальное законодательство) от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Таким образом, центральный банк "связывает" деньги, находящиеся в обращении, уменьшая или увеличивая возможность кредитных организаций "создавать" деньги и тем самым денежную массу.

Практически ни один центральный банк не обходится без применения такого инструмента денежно-кредитной политики, как установление нормативов обязательных резервов. Норматив обязательных резервов — это сумма денежных средств, обязательная к депонированию в центральном банке. Он устанавливается как процентное отношение к обязательствам (пассивам) кредитной организации. Как правило, на обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в центральном банке, какие-либо взыскания не обращаются, но и проценты центральным банком не начисляются.

Под операциями центрального банка на открытом рынке понимаются купля-продажа центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами по системе REPO или RESO1.

Политику центрального банка по установлению процентных ставок с экономической точки зрения следует рассматривать в качестве проведения стратегии ценообразования на обязательства национального правительства, поскольку процентная ставка является "ценой" денег. Минимальные процентные ставки (prime rate) — это ставки, по которым центральный банк осуществляет свои операции с целью воздействия на рыночные процентные ставки для укрепления национальной денежной единицы. Уровень процентной ставки находится во взаимосвязи с уровнем инфляции. Он не может быть ниже ее, если целью денежно-кредитной политики ставится обуздание инфляции, снижение ее уровня.

Исходя из данного посыла, можно смело заявить, что еще ни одна страна не нашла пути борьбы с супергиперинфляцией, которая наблюдалась в нашей стране в начале 90-х годов, одновременно поддерживая жизненный уровень населения и не со-

1 REPO — repurchase (англ.); RESO — resale (англ.)

кращая расходов на социальные программы. Следовательно, резкое и постоянное удешевление обязательств правительства (денег) в первую очередь приводит к невозможности вести нормальную хозяйственную деятельность, а это означает сокращение производства, безработицу, обнищание народа. Гораздо выгоднее не замечать такой нежелательно прямой взаимосвязи денежно-кредитной политики и хозяйственной деятельности, а также влияния регулирования денежной, кредитной, финансовой сферами на экономику и экономический потенциал в целом. Если принять вышесказанное во внимание, то становится ясно, почему центральные банки с трепетом относятся к объявлению об изменении процентных ставок. И, как правило, такому шагу предшествует кропотливая работа центрального банка с национальными счетами, с объемами товарооборота, кредитования, денежными агрегатами, валютной выручкой и т.п.

Когда воздействие экономических рычагов при осуществлении денежно-кредитной политики исчерпано, в целях проведения государственной денежно-кредитной политики центральным банком и правительством применяются прямые количественные ограничениями. К ним относится: установление лимитов на рефинансирование коммерческих банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций и т.д. Однако не следует забывать, что такого рода меры недвусмысленно подчеркивают бессилие денежного агента перед разыгравшейся стихией в виде инфляции и говорят об отсутствии координации шагов и мер между правительством и центральным банком.