Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 14.4. Два сценария институционального развития

14.4. Два сценария институционального развития

Анализ уровня доверия в российском обществе позволяет говорить о рассогласовании, неконгруэнтности неформальной нормы и нормы, на основе которой функционирует рынок. Аналогичные .выводы можно сделать и на основе анализа остальных пяти параметров 60. Следовательно, приходится предполагать не конвергенцию неформальных и формальных норм в результате импорта института рынка, а их дивергенцию, возрастающее рассогласование. Итак, сформулируем два сценария развития событий в случае импорта института. Во-первых, в случае конгруэнтности формальных и неформальных норм происходит ускорение институционального развития. Но при этом радикальной смены траектории институционального развития не происходит, ведь изначально

формальные и неформальные нормы не противоречили друг другу. Институт лишь проходит быстрее ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития заняли значительно больший период времени. Во-вторых, в случае неконгруэнтности формальных и неформальных норм происходит замедление институционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Второй сценарий тем более не предполагает, что происходит радикальная смена траектории институционального развития. Сравним два указанных сценария институционального развития более подробно в табл. 14.2.

 

Рис. 14.3

 

Подведем итоги. Революционный вариант, связанный с импортом формальных институтов, тоже оказывается неспособным радикальным образом изменить траекторию институционального развития. В лучшем случае он ускоряет движение по этой траектории, а в худшем — замедляет. В случае развития событий по второму сценарию возможное решение могло бы заключаться в смене образцов импортируемых институтов, например, американской модели на германскую, французскую, японскую, или наоборот. Такой подход позволил бы найти такую страну-экспортера, чьи формальные институты конгруэнтны с неформальными институтами страны-импортера. А далее начинается длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм: исходный импульс от внедрения нового формального института вызывает реактивные изменения неформальных норм, изменения неформальных норм сказываются на структуре формального института и так далее (рис. 14.3).

Таблица   14.2

 

 

Первый сценарий

Второй сценарий

Конгруэнтность норм

Существует

Не существует

Результат

Ускорение институционального развития

Замедление институционального развития

Издержки, которые

сопровождают импорт

института 61,

где ТС — общие

издержки,

I — прямые издержки

импорта, Sцена

подчинения

формальному

институту,

G — косвенные

издержки, связанные

с рассогласованием

формальных

и неформальных норм

ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S

ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S+ G1 + G2 + G3 + G4

[I1] Издержки импорта формальных институтов (техническая помощь стран-экспортеров)

Издержки I1, I2, I3, I4 и S такие же, как и по первому сценарию, следовательно ТС2 > ТС1

[I2] Издержки обучения чиновников

и функционеров, обеспечивающих

функционирование новых формальных

институтов

[G1] Трансакционные издержки, растущие из-за

сосуществования двух принципов совершения

сделок, легального и внелегального (см. аргумент

теории соглашений о природе трансакционных

издержек)

[I3] Издержки лоббирования принятия новых законов

[G2] Издержки экспансии формальных правил.

При рассогласовании норм наблюдается тенденция

к замещению неформальных норм формальными

правилами и росту издержек контроля

над их выполнением 62

[I4]Издержки распространения

информации о новых формальных

правилах (издание и распространение

новых версий законов)

[G3] Издержки, связанные с психологическим дискомфортом ведения «двойной» игры по легальным и внелегальным правилам

[S] Цена подчинения закону

[G4] Цена внелегальности

Пример

Импорт Кодекса Наполеона

(Гражданского кодекса Франции 1804 г.)

в другие страны романо-германского

права (Бельгию, Голландию, Италию,

Испанию, Португалию)

Импорт европейской модели государственного

-устройства в страны, относящиеся к другим

правовым культурам: африканской, исламской,

индийской