Институциональная экономика - Олейник А.Н. - 20.2.1. Формы залога

20.2.1. Формы залога

Традиционно для гарантирования выполнения контрактных обязательств стороны сделки используют залог. Залог в денежной форме вносится при заключении сделки одной из сторон для того, чтобы компенсировать потери второй стороны в случае аннулирования контракта или его выполнения ненадлежащим образом. Выражаясь в терминах теории прав собственности, происходит передача ответственности в виде взыскания. Например, в случае предоставления банком кредита он обычно требует внесения залога в качестве гарантии возврата кредита и выплаты процентов по нему. Расчет размера залога в денежной форме в зависимости от условий сделки достаточно легко осуществим, единственная проблема заключается в заведомой неполноте контракта и, следовательно, неизбежности конфликта по поводу правомерности отчуждения залога 36. Поэтому более эффективен залог в натуральной форме, отражающий взаимное создание сторонами контракта специализированных активов, хотя этот залог и не оговаривается в контракте. Например, потенциальный покупатель не только обладает каналами реализации продукции, но и несет часть расходов по ее производству и послепродажному обслуживанию.

Еще одной формой залога, не фигурирующей эксплицитным образом в условиях контракта, является та доля ответственности, которую в случае невыполнения фирмой обязательств несут ее владельцы согласно нормам Гражданского кодекса РФ. Такая ответственность ограничивается размером уставного капитала в случае ООО, ЗАО и ОАО, причем, учитывая ограничения на число учредителей каждой из этих организационно-правовых форм, минимальные требования к уставному капиталу предъявляются в 000, максимальные — в ОАО 37.

Значительно больший объем ответственности владельцев предусмотрен в отношении остальных организационно-правовых форм. Так, де-факто в качестве залога выступает имущество учредителей,

размеры которого не ограничиваются стоимостью внесенных ими вкладов или принадлежащих им акций. Максимален объем ответственности, который несут участники полного товарищества, так как роль залога выполняет все принадлежащее им имущество. Нужно ли говорить, насколько сильно владельцы полного товарищества мотивированы обеспечивать выполнение взятых на себя обязательств? Следом идет такая организационно-правовая форма, как товарищество на вере (коммандитное товарищество), в которой помимо полных товарищей появляются коммандитисты, несущие риск убытков лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов 38. В обществе с дополнительной ответственностью участники несут ответственность не всем своим имуществом, а в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов. Аналогичный принцип лежит в основе и производственного кооператива 39. Форма унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, предполагает несение владельцем, федеральными или муниципальными органами власти, субсидиарной ответственности своим имуществом по его обязательствам. Такой же принцип, но только в отношении сделок, совершенных во исполнение указаний принципала (другого хозяйственного общества или товарищества), применяется и в рамках дочернего хозяйственного общества40. Подчеркнем, что важен не столько размер залога в форме имущества учредителей, сколько стимулы к выполнению контрактных обязательств, создаваемые фактом ответственности владельца своим имуществом за деятельность фирмы. Такие стимулы наиболее сильны в полном товариществе, наименее — в ООО, ЗАО и ОАО (рис. 20.2).

Рис. 20.2

Следующей формой залога, имплицитно присутствующего при совершении сделки, является денежная оценка репутации учредителей и торговой марки самого предприятия. Речь идет о репутации участников и фирмы в целом в коммерческих кругах, в том числе среди потенциальных партнеров и потребителей производимых ею товаров и услуг. «Ключевым понятием здесь является капитализированная стоимость торговой марки: фирма стремится сохранить стоимость принадлежащих ей торговых марок» 41. Таким

образом, поддержание репутации перестает зависеть от исключительно социальных санкций, действие которых локализовано и персонифицировано. Репутация имеет рыночную цену, так как она содержит в себе дополнительную информацию о надежности потенциального партнера и его стратегии поведения. Более того, экономический субъект или фирма готовы платить за создание репутации в форме затрат на рекламу. «Реклама есть метод предоставления потенциальным покупателям знаний о продавцах. Очевидно, что этот инструмент очень важен для ликвидации неосведомленности, сравнимый по силе с использованием книги вместо устного доклада для передачи знаний»42. Итак, реклама помогает сохранить преимущества неформального института, репутации, в режиме обезличенного взаимодействия, являя собой пример успешной эволюции института.

Организационно-правовая форма некоторых предприятий, в первую очередь полного товарищества и товарищества на вере, тоже создает предпосылки для преобразования социальной репутации в рыночную торговую марку. Действительно, фирменное название полного товарищества и товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей, либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» 43. Поэтому хозяйственные товарищества наиболее привлекательны в качестве коммерческих партнеров, ведь в качестве залога при заключении сделки с ними фигурирует не только личное имущество учредителей, но и их социальная репутация, приобретающая форму торговой марки. В связи с этим выглядело бы обоснованным предоставление хозяйственным товариществам налоговых льгот и льгот при регистрации. Дифференциация цены подчинения закону в зависимости от организационно-правовой формы предприятия способна стать эффективным инструментом косвенного государственного регулирования экономики, работая на повышение контрактной культуры и, следовательно, на снижение трансакци-онных издержек.