Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 3—23.
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR = P x Q, (3.5)
где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход); Р (price) — цена; Q (quantity) — количество.
Рис. 3—23. Эластичность и общая выручка
Если спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
Если спрос по цене неэластичен (ED< 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 3—1.
Таблица 3—1
Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Величина эластичности спроса по цене |
Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR) |
|
Увеличение цены (Р↑) |
Уменьшение цены (P↓) |
|
ЕpD>1 |
TR↓ |
TR↑ |
ЕpD=1 |
TR — const |
|
ЕpD<1 |
TR↑ |
TR↓ |
Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация
И ДР.).
Факторы, влияющие на эластичность |
Факторами, влияющими на эластичность,
являются:
Наличие заменителей чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
3 Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом рос
коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме
том необходимости (спрос на большинство из которых неэласти
чен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали
следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред
метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество,
потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь —
0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас
тичность, равную 1,87, фарфор — 1,54.
5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6 Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде
потребление электроэнергии неэластично (ЕрD=0,13), то в долгое-
рочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.