Курс микроэкономики - Краткий словарь экономических терминов стр.4

Краткий словарь экономических терминов стр.4

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные, малоценные и обычные. (133)

КРИТЕРИИ КАЛДОРА—ХИКСА (Caldor—Hicks criteria) — критерий оценки благосостояния, согласно которому благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходы выше убытков потерпевших. (368)

ЛОББИЗМ (lobbying) — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. (458)

ЛОГРОЛЛИНГ (logrolling "перекатывание бревна")

практика взаимной поддержки путем "торговли голосами". (460)

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества). (136)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков). (27)

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным. (88)

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (inten-temporal budget constraint) — показывает возможности переключения текущего потребления на будущее потребление. (324)

МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ) (deadweight loss) — разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста. (229)

МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат. (16)

МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. (31)

МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования. (28)

МОДЕЛЬ МЕДИАННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ (median voter model) — модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в интересах избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества). (453)

МОНЕТАРИЗМ (monetarism) — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры. (12)

МОНОПОЛИЯ (monopoly) — см. Чистая монополия.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика. (224, 232)

МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупателя. (224, 261)

МОРАЛЬНЫЙ РИСК (moral hazard) — поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией. (395)

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in

consumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. (430)

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом' как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. (430)

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ (risk neutrality) человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами. (390)

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (non-cooperative game) — такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить олигополия. (254)

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (neoclassical contract law) — долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. (184)

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.(126)

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром. (125)

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) (new political economy /public choice theory) наука, изучающая различные способы и методы, посредством кото-

рых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. (13)

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая за использование труда. (250)

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of interest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу. (327)

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году. (318)

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. (192)

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (normative economics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов. (31, 46)

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная полезность всех потребляемых благ. (120)

ОБЩАЯ (КОММУНАЛЬНАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ (common

property) — все участники организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит, обладают общим правом использования блага до его присвоения и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное владение. (422)

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объемы продаж на всех рынках (353)

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки. (198)

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ (common resources) — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме, и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково (185)

ОБЫЧНЫЙ ТОВАР (normal good) — товар, спрос на который при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости). (137)

ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА (risk pooling) — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. (392)