Краткий словарь экономических терминов стр.7
РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕВЕДЕНИЕ (rational ignorance) — ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.(457)
РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (real wage rate) — покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму. (250)
РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (real rate of interest) — ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах. (328)
РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (economic resources), ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — необходимые для производства экономических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию. (46)
РИСКОВЫЕ АКТИВЫ (risk assets) — активы, доход от которых частично зависит от случая. (401)
РОУЛЗИАНСКИЙ ПОДХОД (Ratals' view) — особая разновидность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества. (364)
РЫНОК (market) — система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. (80)
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. (60)
СИНТЕЗ (от греч. "соединение") — метод, заключающийся в соединении частей в целое. (17)
СКЛОННЫЙ К РИСКУ (risk preference) — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет связанный с риском результат гарантированному результату. (391)
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) — тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. (63)
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее, 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства. (61)
СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА (total revenue, TR) — сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.
TR = Р х Q,
где TR (total revenue) — совокупный доход;
P (price) — цена;
Q (quantity) — проданное количество. (193)
СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (total product, ТР) — фактора производства — объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора. (159)
СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregate demand) — сумма индивидуальных спросов на рынке по каждой цене. (85)
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ СПРОС (speculative demand) — спрос, возникающий в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем. (126)
СПЕКУЛЯЦИЯ (speculation) — деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи по более высокой цене. (398)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (specific resources) — ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. (185)
СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие явлений и процессов. (18)
СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (average costs, AC) — издержки на единицу выпуска продукта. (198)
СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue, AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product, АР) ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на единицу используемого фактора. (159)
СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА —
показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному числу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность потоков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая текущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта.(321)
ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ (interest) — цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода. (319)
СТАНДАРТНОЕ (СРЕДНЕКВАДРАТИЧНОЕ) ОТКЛОНЕНИЕ — квадратный корень из дисперсии. (389)
СТАНДАРТЫ ПО ВРЕДНЫМ ВЫБРОСАМ (emissions standards) — установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. (429)
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — (по Ф. Найту) эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив (387)
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ —
поведение, при котором выбор фирмой варианта своей деятельности зависит от возможных ответных действий ее конкурентов. (256)
СУБСТИТУТЫ (substitutional goods) — блага, замещающие друг друга в потреблении. (141)
СУБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата. (387)
СУЖДЕНИЕ — способ соединения понятий, в результате которого формулируется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (17)
ТАЙНЫЙ СГОВОР — негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие соглашения преследуются законом (258)
ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТОИМОСТЬ (present discount value — PDV) — это нынешняя стоимость 1 доллара, выплаченного через определенный период времени. (325)
ТЕОРЕМА КОУЗА (Coase theorem) — если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). (427)
ТЕОРИЯ ИГР (gате theory) — наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций (игроков), связанных с принятием решений. (253)
ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (public choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. (448)
ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. (138)
ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (point elasticity) —
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) — издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. (81, 421)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТРЕННИЕ (internalization of externalities) — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). (426)