Курс микроэкономики - Краткий словарь экономических терминов стр.8

Краткий словарь экономических терминов стр.8

УБЫВАЮЩАЯ  ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing

economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%. (171)

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате которого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся, анализ и синтез; индукция и дедукция, сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания формальной логики. (17)

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer equilibrium condition):

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium condition): MR = MC. (202)

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (long-run equilibrium in competitive market):

MR = MC = AC = P   (206)

УТИЛИТАРИЗМ (utilitarism) — направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных по-лезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезнос-тей. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества. (363)

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — любой товар или услуга, использующиеся для производства товара. (46)

ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. (183, 185)

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания (17)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару. (125)

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

.     U = f(q,),

где   U — полезность блага;

q   — последовательные части блага. (121)

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов:

Qs = (Р, Р1, К, Т, N, В), где   Р1 — цены факторов производства;

К — технология;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы. (86)

ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:

Qd = f(P, I, Z, W, Рsub., Рcom , N, В), где   I (income)    — доход потребителя;

Z (tastes)     — изменение вкусов и предпочтений;

W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);

Р (prices)     — цены: субститутов (Рs ) и дополняющих товаров

(Рc);

N                      — количество покупателей;

В                      — прочие факторы. (83)

ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене. (399)

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим. (400)


Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то



ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты

где   R — годовая рента,

i    — рыночная ставка ссудного процента. (337) ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши). (134) ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. (251)

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. (224, 260)

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (partial equilibrium) — равновесие, складывающееся на отдельном рынке. (353)

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномо-чий обладает отдельный человек. (62)

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности). (188)

ЧИСТАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) ЦЕННОСТЬ (net present value, NPV) — разница между дисконтированной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.

NPV = PV(TR - VC) - PV (I),

где   (TR - VC) — чистый доход;

I                      — инвестиции. (327)

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (pure monopoly) — фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. (223, 226)

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (pure public good) — такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. (430)

ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. (430)

ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение. (319)

ЭГАЛИТАРИЗМ (от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исходят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации. (363)

ЭКОНОМИКА БЮРОКРАТИИ (economics of bureaucracy) — согласно теории общественного выбора это система организаций,