Общее равновесие и налоги
Налоги также искажают общее равновесие, так как способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), а с другой стороны, на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.
Допустим, потребление мыла облагается 25-процентным налогом, а потребление шила — не облагается. Если налог выплачивают продавцы, тогда чистая цена равна рыночной за вычетом суммы налога:
Pp = Pt(1-t), где Р — чистая цена;
Рt — розничная цена с налоговой надбавкой;
t — налоговая надбавка к цене (в %), в данном случае равная
0,25. Отсюда (Рt — Рp ) — величина налога с каждого куска мыла. Для покупателей
Pш/Pм = MRSшм
Однако производители ориентируются не на розничную цену Рt , а на ту цену, которую реально получают, т. е. Рp . Следовательно, для продавцов
Pш/Pp = MRSшм
Но так как Рt > Рp . то MRSшм < MRTшм . Таким образом, общест-во несет потери эффективности, налог мешает достичь оптимума по Парето.