Тесты
Вариант А
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Так как абстрактная модель учитывает заведомо не все
факты, существующие в действительности, то она не применима
для решения проблем, возникающих в реальной жизни.
Да Нет
1.2. Некоторые недоказанные утверждения могут быть истин
ными.
Да Нет
1.3. Экономическая наука постепенно становится естественно
научной дисциплиной, так как в ней все шире и шире применяются
точные математические методы.
Да Нет
1.4. Основоположником классической политической экономии
в Англии был Адам Смит.
Да Нет
1.5. Модель "экономического человека", описывающая поведе
ние индивида в экономике, впервые была предложена представи
телями школы предельной полезности.
Да Нет
1.6. По мнению М. Фридмена, предпосылки экономической тео
рии могут быть заведомо нереалистическими.
Да Нет
1.7. Современную экономическую теорию можно определить как
науку о распределении ограниченных ресурсов.
Да Нет
1.8. Формально-логическая операция, раскрывающая объем
понятия, называется определением.
Да Нет
1.9. Если два события рассмотрены "при прочих равных усло
виях", то одно из них обязательно является причиной, а другое —
следствием.
Да Нет
1.10. Среди лауреатов Нобелевской премии по экономике нет
ни одного представителя институционализма.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Термин "экономике" получил всеобщее признание после
того, как был употреблен в заглавии труда:
а) Жана-Батиста Сэя, в) Альфреда Маршалла, -
б) Джона Стюарта Милля, г) Джона Мейнарда Кейнса.
2.2. Макроэкономика определяется как область экономической
теории, изучающая:
а) роль государства в экономике,
б) глобальные тенденции экономического развития человечества,
в,) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой
в целом,.
г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.
2.3. Н. Д. Кондратьев не стал лауреатом Нобелевской премии
по экономике, потому что:
а) Нобелевские премии посмертно не присуждают,
б) экономисты Запада считают концепцию "длинных волн"
ошибочной,
в) Нобелевские премии дают только за эконометрические труды,
г) советские экономисты не выдвигали его в число соискателей
Нобелевской премии, поскольку он был репрессирован.
2.4. Замечено, что наиболее крупные экономисты делали свои
открытия, опираясь на материал той страны, в которой они жили.
Это объясняется, в первую очередь, тем, что:
а,) каждый крупный ученый, как правило, патриот своей страны,
б) в те времена средства сообщения между странами были не
достаточно развиты,
в) в данных странах было больше проблем, которые требова
лось решать,
г) в своей стране экономист сталкивался со всем множеством
фактов реальной жизни и мог выбрать из них существенные для
своего открытия.
2.5. Что из приведенного списка не является моделью:
а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже,
б) иерархия потребностей,
в) концепция экономического человека,
г) валовой внутренний продукт?
2.6. Понятие метода науки включает в себя:
а) способы оптимального применения всей совокупности по
знавательных средств,
б) структуру предмета,
в) набор фактических данных,
г) мировоззренческие установки ученого.
2.7. "Шокотерапия" Е. Гайдара опиралась на теорию:
а) кейнсианства, в) рациональных ожиданий,
б) общественного выбора, г) монетаризма.
2.8. Разделить политическую экономию на четыре раздела —
исследование сфер производства, распределение, обмен и потреб
ление — предложил:
а) Давид Рикардо, в) Джеймс Милль,
б) Карл Маркс, г) Джон Стюарт Милль.
2.9. Термин "политическая экономия" появился в:
а) 1615 г., в) 1867 г.,
б) 1776 г., г) 1890 г.
2.10. Потребление нефти в США с 1970 по 1974 г., в период
"нефтяного шока", выросло с 14,7 млн. баррелей почти в 2 раза.
Следовательно, существует положительная связь между ценой неф
ти и ее потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом
утверждении:
а) нет ошибки, в) при прочих равных условиях,
б) причины и следствия, г) композиции?
3. Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)
3.1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные известные вам современные школы и направления в экономической науке. Покажите особенности предмета и метода каждой из них.
3.2. Теории "человеческого капитала" Г. Беккера, прав собственности Р. Коуза и общественного выбора Д. Бьюкенена называют неоинституциональными. Перечислите черты сходства и различия неойнституционализма в сравнении с классическими институциональными теориями.
3.3. "Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота информации и неспособность ни одного агента рынка: влиять на цену". Является ли это высказывание позитивным или нормативным? Обоснуйте ответ.
3.4. Известный отечественный историк-востоковед И. М. Дьяконов в книге "Пути истории" (М., 1994) пишет: "... Из закона сохранения следует, что всякое одностороннее прибавление оплачивается потерями с другой стороны, т. е. всякий прогресс есть тем самым и регресс: нет прогресса без потерь, и чем больше прогресс, тем больше потери. Абсолютно гармоничное будущее... невозможно по законам физики". Какой методологический прием здесь используется и насколько корректно?
3.5. Предположим, что мы формализовали условия равновесия на каждом из n индивидуальных товарных рынков. Определим равновесие национальной экономики в целом как ситуацию одновременного равновесия n товарных рынков. Будет ли теория, исследующая условия такого равновесия, относиться к микро- или к макроэкономике?
Вариант Б
1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?
1.1. Модель является абстракцией реального явления.
Да Нет
1.2. Я. Корнаи получил Нобелевскую премию по экономике за
разработку теории социалистической "экономики дефицита".
Да Нет
1.3. Экономическая наука отличается от естественных наук не
возможностью постановки полностью контролируемого эксперимента.
Да Нет
1.4. Джон Мейнард Кейнс был выдающимся представителем
неоклассического направления в экономической науке.
Да Нет
1.5. Первая экономическая макромодель была разработана в
трудах Франсуа Кенэ.
Да Нет
1.6. Статистика — единственный источник фактов для экономиста.
Да Нет
1.7. Экономическая теория не является наукой об управлении
предприятием.
Да Нет
1.8. Чем шире объем понятия, тем больше его содержание.
Да Нет
1.9. Если одно событие предшествует другому, это означает,
что первое является причиной второго.
Да Нет
1.10. Анализ относится к формам умозаключения.
Да Нет
2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)
2.1. Что из приведенного списка нельзя отнести к институтам:
а) обычай дарообмена, в) МГУ,
б) кооперативные предприятия, г) министерство финансов?
2.2. Какое из утверждений не истинно применительно к модели:
а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений,
б) модель строится на основе абстракции,
в) на основе модели возможно дать представление будущего,
г) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются пря
мому измерению?
2.3. Главной задачей экономической науки является установ
ление законов, которые управляют распределением общественного
богатства, считал:
а) Карл Маркс, в) Давид Рикардо,
б) Джон Стюарт Милль, г) Альфред Маршалл.
2.4. К посткейнсианской школе можно отнести такую плеяду
ученых, как:
а) Харрод, Домар, Хансен; в) Фридмен, Хайек, Мельтцер;
б) Робинсон, Сраффа, Калдор; г) Веблен, Митчелл, Коммонс.
2.5. Микроэкономика может быть определена как область эко
номической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей,
фирм и собственников ресурсов,
б) экономическое поведение отдельных фирм,
в) отношения между отдельными представителями разных
классов,
г) то, как экономисту использовать микрокомпьютеры.
2.6. Дж. М. Кейнс не был удостоен Нобелевской премии по эко
номике, потому что:
а) теория Дж. М. Кейнса приобрела популярность только после
его смерти,
б) Нобелевские премии по экономике стали присуждать уже
после смерти Кейнса;
в) Нобелевские премии присуждают только за микроэкономи
ческие исследования,
г) Дж. М. Кейнс был богат, и потому он отказался от денежной
премии.
2.7. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес,
б) дает ученым возможность реализовать свои способности,
в) показывает пути наилучшей организации общественного
устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.
2.8. "Все богатые и развитые страны Запада в 80—90-е гг. ис
пользуют в экономической политике рекомендации неоклассичес
кой экономической теории. Россия стремится стать богатой и раз
витой страной. Поэтому для подъема экономики надо использовать
неоклассические методы". Это высказывание:
а) истинно,
б) ложно, так как используется неполная индукция;
в) ложно, так как сделана подмена тезиса,
г) ложно, так как в качестве аргумента используется положе
ние, само нуждающееся в доказательстве.
2.9. Какая из перечисленных задач является основной для эко
номической системы:
а) определить технические условия производства,
б) ликвидировать инфляцию и безработицу,
в) установить справедливое общественное устройство,
г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов?
2.10. Качество экономической модели определяется главным
образом тем, насколько:
а) точен прогноз, составленный на ее основе,
б) много реалистических предпосылок в ней содержится,
в) легко ее верифицировать (проверить),
г) много уравнений она содержит.
3. Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)
3.1. "В год хорошего урожая фермер может получить большую выручку от продажи пшеницы. Следовательно, доходы фермеров Ирландии в урожайный год увеличиваются". Справедливо ли это обобщение?
3.2. Исследование трудоустройства и уровня жизни выпускников московских школ 70—80-х гг., проведенное в 1990—1992 гг., показало, что доходы тех, кто раньше учился на тройки, в среднем в полтора-два раза превышают доходы бывших отличников. Можно ли сделать вывод, что повышение уровня знаний служит причиной снижения доходов?
3.3 Изобразите в двухмерной системе координат, как менялась во второй половине XX в. конфигурация зоны доминирующих экономических теорий.
3.4. Можно ли считать моделью концепцию "экономического человека" Адама Смита? Почему?
3.5. Охарактеризуйте разницу между концепцией человека как субъекта экономики в марксистской и неоклассической теориях.