Макроэкономика - 7.2. Государственный бюджет.

7.2. Государственный бюджет.

Главным звеном в финансовой системы является государственный бюджет (от англ. budget – чемодан, мешок с деньгами). Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Бюджет утверждается законодательными органами власти, парламентами, а в России – Федеральным Собранием. По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства; по социальноэкономической сущности – это основное средство перераспределения дохода и других макроэкономических результатов производства для реализации социальных задач общества.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.

Бюджетное устройство – это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Государственная бюджетная система России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и СанктПетербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетный процесс – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в России, он охватывает четыре основные стадии:

   составление проекта бюджета;

   рассмотрение и утверждение бюджета;

   исполнение бюджета;

   составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Доходная часть государственного бюджета – формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности. Это и государственные займы, эмиссия бумажных денег.

Расходная часть государственного бюджета предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), финансирование науки, культуры, обороны, содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, а также финансирование народного хозяйство и т.д.

Государственный бюджет должен быть сбалансирован, т.е. расходы соответствуют доходам. При условии превышения расходов над доходами наблюдается дефицит бюджета, а обратное явление называется профицитом бюджета. Принято считать, что если объем бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим.

Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:

1.  Сокращение бюджетных расходов.

2.  Изыскания источников дополнительных доходов.

3.  Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов.

 

4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.

Государственный долг бывает двух видов:

1.   Внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцам купившим ценные бумаги внутренних займов.

2.   Внешний – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, представившими деньги в заем на основе правительственных согласований.

Стремление обеспечить финансовыми ресурсами наиболее чувствительные в социальном и экономическом отношении статьи бюджетных расходов государства привело к выделению из бюджета внебюджетных фондов. Такие фонды концентрируют финансовые ресурсы для расходования только по целевому назначению.

1.   Фонд государственного социального страхования организован для выплаты различных пособий: по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторнокурортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов.

2.   Пенсионный фонд. Данный фонд занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям.

3.   Государственный фонд занятости населения аккумулирует средства, необходимые для выплаты пособий по безработицы, а также безработных другим специальностям.

4.   Фонд здравоохранения предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях.

Данные фонды формируются путем отчислений взносов в процентах от фонда заработной платы предприятий и организаций, а последний также за счет государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, до

ходов от ценных бумаг, кредитов.

5. Дорожные фонды предназначены для строительства и обслуживания автомобильных дорог. Источником средств этих фондов выступает налог с пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспорта.