Макроэкономика - 9.3. Инструменты торговой политики.

9.3. Инструменты торговой политики.

В XVIXVIII вв. начинает формироваться мировой рынок. Важным аспектом этого рынка является вопрос о том, в какой мере участие данной страны в мировых экономических связях отвечает ее национальным интересам.

По данному вопросу существуют две концепции: протекционизм и либерализм.

1. Протекционизм (от лат. protection – прикрытие). Защита собственного национального производства. Классическим инструментом протекционизма является таможенная пошлина – налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и который, следовательно, повышает цену импортируе

мого (иногда – экспортируемого) товара.

2. Фритредерство (от лат. free trade – свободная торговля). В соответствии с концепцией фритредерства проводится политика либерализации, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров, капитала и рабочей силы, с тем чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке.

В реальной жизни современные государства в своей внешнеэкономической политеке сочетают и либерализм. И протекционизм, используя для реализации этих конкретных целей различные инструменты в форме торговых барьеров.

1. Пошлины являются акцизным налогом. Существуют:

а) финансовые пошлины применяются в отношении изделий,
которые не производятся внутри страны. Они служат пополне
нием федерального бюджета.

б) протекциониские пошлины предназначены для защиты ме
стных производителей от иностранных конкурентов. Они обыч
но небольшие.

2.   Импортные квоты. С помощью этих квот устанавливается максимальный объем товаров, которые могут быть импортированы за определенный период.

3.   Нетарифные барьеры. Это система лицензий, создания неопределенных стандартов качества продукции или просто бюрократические запреты и др.

4.   Добровольные экспортные ограничения. Это новая форма торговых барьеров. В этом случае фирмы, государства добровольно ограничивают объем своего экспорта. Так японские автомобилестроители используют эти ограничения под угрозой в ведения Соединенными Штатами более высоких тарифов или низких импортных квот.

В сфере международной торговли правила игры на мировом рынке определяется Всемирной торговой организацией (ВТО). Так она называется с 1 января 1995 г., которая была преобразована с ранее существующим Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО объединяет почти 150 стран мира. Россия пока имеет статус наблюдателя.

В качестве основных условий свободно экономических зон является: таможенные льготы; свободное перемещение ресурсов; льготное налогообложение; поощрения инвестиций.

Эти зоны преследуют следующие цели:

1.   Развитие данного района.

2.   Обладание мировым опытом.

3.   Рост внешнеэкономических связей.

4.   Испытание инноваций.

Существует множество видов свободно экономических зон. Это: зоны свободной торговли; свободные таможенные зоны; открытые города и районы; научнотехнические зоны, научные парки и т.п.

Сегодня в мире действуют сотни различных зон такого рода. Примером эффективной деятельности может служить открытая зона (одна из первых) вокруг аэропорта "Шеннон" (Ирландия). На Балтике – зона "Янтарь" (Калининградская область), "Находка" Дальний Восток, берег Японского моря, Моска – аэропорт Шереметьево.

Оффшорные зоны – районы с наиболее благоприятными экономическими условиями для иностранных (оффшорных) компаний. Здесь существуют особые льготы или нулевое налогообложение, возможности сохранения тайн.

В мире зафиксировано 35 оффшорных зон. Наиболее известными оффшорными центрами являются: Сянган (Гонконг), Либерия, Кипр, Панама, Сингапур, Мальта, Швейцария и др. Например, в Гибралтаре существует 28 тыс. оффшорных компаний. Это больше чем населения самого города.

В оффшорных зонах возникает возможность образования незаконных доходов, тайное финансирование предпринимательства, образование нелегальных партий и др. Поэтому в настоящее время ООН рассматривает возможности упразднения, ограничения деятельности оффшоров.