Макроэкономика - Парадокс бережливости

Парадокс бережливости

Парадокс бережливости состоит в том, что рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиций в условиях стагнации (от лат. stagnum – стоячая вода), застоя кризиса.

С эффектом мультипликации тесно связан эффект акселерации (от лат. acceleration – ускорение). Сущность принципа, или эффекта акселерации заключается в следующем:

   первоначальные инвестиции порождают увеличение дохода на основе мультипликационного эффекта;

   возрастание дохода увеличивает спрос на потребительские товары;

   увеличение спроса на потребительские товары приводит к расширению производства в отраслях, производящих эти товары;

   увеличение производства потребительских товаров вызывает еще больший спрос на товары производственного назначения;

   возрастающий спрос на капитальные, ресурсные товары порождает увеличение производства этих товаров.

При этом особенность воспроизводства основного капитала состоит в том, что затраты на увеличение нового основного капитала превосходит стоимость выпускаемой продукции. Так, продажа товаров текстильных предприятий может вырасти на 50%, а производство технологического оборудования для этих предприятий – на 500%.

Принцип, или эффект акселерации – это процесс, который показывает, как увеличение продаж и дохода вызывает рост инвестиций. Коэффициент акселерации (КА) рассчитывается как отношение прироста инвестиций ΔI (от лат. invective – облагать) к приросту дохода ΔR (от англ. revenue – доход вкруг).

KAI / ΔR Если объем продаж текстильного предприятия увеличился на 3 млрд. руб., а производство машин для него – на 30 млн. руб., то коэффициент акселерации равен 10. Этот коэффициент показывает на какую величину каждый рубль приращенного дохода увеличил инвестиции.