• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Понятие и виды запретов и ограничений в международной практике регулирования внешней торговли

Понятие и виды запретов и ограничений в международной практике регулирования внешней торговли - Добровольное ограничение и самоограничение, импортные налоги и сборы

Добровольное самоограничение экспорта реализуется посредством инструментов контроля через неофициальное соглашение об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста.

К настоящему времени заключено более ста соглашений о «добровольном» ограничении экспорта или об установлении минимальных импортных цен. Они затрагивают торговлю текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, торговлю молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.

 

 

Установление минимальной импортной цены – фиксирование экспортером в контракте купли-продажи товара цены ниже ее минимального уровня, установленного страной импортера.

 

Снижение экспортной цены товара дает возможность импортирующей стране вводит антидемпинговую пошлину, применение которой сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

Согласно классификации Конференции ООН по торговле и развитию различают три группы добровольных самоограничений.

Первая группа – добровольные самоограничения, применяемые в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств.

Вторая группа – ограничения путем установления прямых межправительственных переговоров, но осуществляемые также по соглашению между экспортерами и импортерами.

Третья группа – ограничения, устанавливаемые в соответствии с межправительственными соглашениями, предусматривающими контроль правительств в странах-экспортерах за исполнением условий соглашений, в частности, за соблюдением обязательств поставок и уровня цен.

Таким образом, в конечном итоге добровольное самоограничение устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в экспортирующей стране. Государства лишь санкционируют данные ограничения. Это представляет наибольшую опасность для принципа свободы торговли .

Наиболее часто к такому регулированию прибегают США и ЕС. Поводом к установлению самоограничения экспорта обычно является резкое увеличение и существенное повышение доли импорта в общем потребления товара в стране-импортере.

При медленном расширении экспорта, даже в условиях высокого спроса, и при более размеренном распределении поставок по странам-импортерам меньше возможностей вызвать применение такой меры.

В отношении российских товаров самоограничение экспорта применялось редко. Известно, например, что США добились в 1987 году согласия от бывшего СССР на ограничение вывоза хлопчатобумажного полотна. Возможность использования добровольного самоограничения экспорта российских (советских) товаров предусматривалась Соглашением о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС 1989 г., а в настоящее время – Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Заключены и действуют соглашения по торговле товарами из стали и текстилем.

Запреты в отношении кинофильмов реализуется, как правило, в форме установления максимальной доли показа иностранных кинофильмов.

 

Импортные сборы

Импортные сборы представлены, в частности, такими нетарифными ограничениями, как:

– уравнительные налоги и сборы;

– налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу;

– импортный депозит;

– кредитные ограничения для импортеров;

– статистические и административные сборы;

– дополнительные сборы;

– единый консолидированный импортный налог.

 

 

Импортные налоги и сборы – нетарифные ограничения, основной характеристикой которых является экономическое воздействие на импорт.

 

В отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным образом. Импортные налоги и сборы не являются предметом международного регулирования и находятся в компетенции национальных органов власти, иногда – местных.

Импортные налоги и сборы взимаются с ввозимого товара, пресекающего таможенную границу, и увеличивают его стоимость на дополнительную величину помимо таможенной пошлины.

Таким образом, им свойственна фискальная функция – пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирование, контроль и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.

Уравнительные налоги и сборы – эквивалентны косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров в стране импорта в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза. Целью уравнительных налогов и сборов является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и отечественного производства.