• Главная
  • Учебная литература
  • Экономика
  • Потребительская кооперация - социально-ориентированная система рыночной экономики

Потребительская кооперация - социально-ориентированная система рыночной экономики - Объекты социальной системы

В экономической литературе встречаются разные определения социальной рыночной экономики. На наш взгляд, наиболее удачное определение принадлежит Д.В. Валовому, который трактует социальную рыночную экономику как "... модель экономического устройства общества, характери­зуемая социальной перераспределительной и социально-защитной ролью государства, экономика которого основывается на рыночных принципах и регулируется рыночным механизмом, что обеспечивает высокую эффективность ее функционирования и выполнение государством его социальных функций".

Под социальной системой Д.В. Валовым понимается упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам. В интегративном качестве, в целостности, "эмержентности" и состоит один из отличительных признаков социальных системных объектов от несистемных.

К социальным системным объектам рыночной экономики относится и потребительская кооперация, которая представляет собой целостную социально-ориентированную систему потребительских обществ и потребительских союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.

Высшей организацией системы потребительской кооперации является Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России). Центросоюз состоит членом Ассоциации кооперативных организаций Российской Федерации (АКОРФ) - единой национальной организации страны. Центросоюз России - член Международного кооперативного альянса (МКА) - крупнейшей международной неправительственной кооперативной организации. C 1995 года международное кооперативное движение, частью которого является потребительская кооперация России, разработало и отстаивает кооперативные ценности и принципы, что усиливает социальную направленность этого крупного социально-экономического движения [27].

Следует отметить, что для системы потребительской кооперации особым интегративным качеством является ее приверженность кооперативным ценностям и принципам, принадлежность к мировому кооперативному движению.

Кооперативное движение во всем мире развивается как высокодемократичное, сочетающее автономность внутри системы и интеграцию на региональном, федеральном и международном уровнях. Кооперативное движение рассматривается в качестве особой формы, адекватной современному этапу развития общества: ориентированного ни на социалистическую, ни на капиталистическую, а на социальную рыночную экономику.

Социальная направленность рынка, как самоцель, не обеспечивает сбалансированного развития экономики по критериям эффективности ее роста и повышения уровня жизни населения. Этого можно достигнуть только на основе целенаправленных социально-структурированных изменений объектов рыночной экономики.

Для современного российского общества таким социально направленным объектом экономики является система потребительской кооперации и ее составляющие: потребительские общества и их союзы, сформированные как равноправные субъекты рыночных отношений. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет потребительские кооперативы как самостоятельную специфическую форму некоммерческих организаций. Вместе с тем, потребительские кооперативы могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность в целях достижения целей, ради которых они созданы.

Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (1997 года) определены следующие задачи потребительской кооперации:

-         создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

-         закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольствен­ных товаров с последующей их реализацией через организа­ции розничной торговли;

- оказание членам потребительских обществ производст­венных и бытовых услуг.