Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года №24 Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации рекомендовано включать в соглашения следующие вопросы:
- о возмещении из местного бюджета предприятиям и организациям потребительской кооперации расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные начиная с 11 км от пункта их получения;
- о возмещении из местного бюджета полностью или частично стоимости строящихся заготовительных пунктов, объектов торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности потребительской кооперации;
- на установление тарифов на оплату тепловой и электрической энергии предприятиям и организациям потребительской кооперации на уровне тарифов для предприятий агропромышленного комплекса;
об освобождении предприятий и организаций потребительской кооперации полностью или частично от уплаты налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств и других налогов в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, государство, учитывая социальную направленность деятельности потребительской кооперации, предоставляет ей льготы для ведения социально-экономической деятельности, как на федеральном, так и на местном уровнях.
Следует отметить, что во многих сельских районах налоги и другие платежи, производимые организациями потребительской кооперации, являются весомыми источниками средств местных бюджетов. Организации потребительской кооперации страны ежегодно перечисляют в государственный бюджет более 5 млрд. рублей.
В кризисный для экономики России период, потребительская кооперация помогает сельским жителям, предоставляя им в долг продукты питания и другие товары первой необходимости. Такой возможностью пользуются около 70% сельских жителей.
Дебиторская задолженность потребительской кооперации превышает 4 млрд. рублей. В числе должников находятся предприятия сельской социальной инфраструктуры: больницы, детские дома, дома инвалидов и престарелых, школы, интернаты. Несмотря на то, что финансовое положение потребительской кооперации остается сложным, система по-прежнему продолжает выполнять социальные функции.
Реализуя социальную миссию, большинство потребительских обществ и потребсоюзов оказывают пайщикам и населению экономическую поддержку в таких формах, как: доставка социально значимых товаров в отдаленные магазины и их реализация по ценам, которые сформировались в городах; выпечка хлеба и его реализация ниже себестоимости; содержание в отдаленных районах нерентабельных магазинов; обслуживание неплатежеспособных бюджетных организаций (детских домов, приютов, больниц, домов престарелых, интернатов и т.д.); товарный кредит населению (выдача товаров в долг); бесплатные или льготные путевки своим работникам; наборы продуктов и подарки нуждающимся пайщикам и ветеранам.
Потребительские общества и потребительские союзы продают пайщикам и другим жителям села, товары гарантированного качества по льготным ценам или при условии последующего возврата части стоимости товара; закупая у пайщиков продукцию их подсобных хозяйств, народных промыслов, охоты и рыболовства, дикорастущие ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы; оказывая населению разные виды услуг: транспортные, жилищно-коммунальные, ритуальные, туристические, консультационные по приемлемым ценам. Такая деятельность организаций потребительской кооперации способствует экономии расходов населения.
Значительную величину составляет размер социальной помощи, оказанной потребсоюзами населению, пайщикам, бюджетным организациям. В 1999 году системой потребительской кооперации на социальные цели было отвлечено более 1327 млн. руб.