Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
Таким образом, российское законодательство разрешает и содействует потребительской кооперации (потребительским обществам и их союзам) осуществлять торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность с целью выполнения своей основной миссии - удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - пайщиков потребительских обществ.
Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность в основном в сельской местности. Сельские регионы России в настоящее время находятся в наиболее кризисном положении. Несмотря на отдельные попытки правительства стабилизировать социальное положение села, кризисные явления продолжают усугубляться.
В целях формирования качественно новых социально-экономических условий жизни сельского населения и возрождения российской деревни 20 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР "О социальном развитии села", в котором определены меры по укреплению материально-технической базы агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе [69].
Экономическую деятельность в сельской местности предполагалось осуществлять на основе многообразия и равенства государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности и различных форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, а также проведения земельной реформы.
В соответствии с указанным законом в 1991 году была принята федеральная программа "Возрождение российской деревни", предусматривающая улучшение жилищных и социально-бытовых условий населения. Контроль за ходом выполнения закона и программы был возложен на Комиссию по вопросам социального развития села при Правительстве Российской Федерации, которая осуществляла свою деятельность до 1993 года.
В результате экономических преобразований 1992 года, функции управления и финансирования социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень, что привело к прекращению финансирования программы "Возрождение российской деревни" из федерального бюджета, к сокращению лимитов государственных централизованных капитальных вложений Минсельхозпрода Российской Федерации по социальному обустройству сельских территорий. Программа "Возрождение российской деревни" оказалась невыполненной.
Попытка обеспечить защиту сельского населения через органы местного самоуправления и передачу им объектов социальной инфраструктуры оказалась неэффективной, прежде всего, из-за отсутствия финансовых ресурсов. 29 декабря 1990 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которым рекомендовалось передать в муниципальную собственность социальную инфраструктуру села.
В течение девяти лет после принятия данного постановления органами местной власти от сельскохозяйственных предприятий было принято только 19% жилого фонда, 36% общеобразовательных школ, 21% клубов и домов культуры, 24% автомобильных дорог с твердым покрытием, 6% распределительных газовых сетей, 6% линий электропередач.
Негативные тенденции в развитии социально-культурной сферы имеют неблагоприятные последствия для развития деревни.
Низкий уровень жизни сельского населения сужает возможности компенсировать отсутствие тех или иных услуг за счет собственных средств. По итогам обследования бюджетов домашних хозяйств, денежные доходы 10% наиболее обеспеченных селян в 1996 году примерно в 27 раз превышали доходы соответствующей низкодоходной группы населения (по городскому населению - в 14 раз).
Высокая поляризация доходов обостряет проблемы бедности на селе. Денежные доходы сельских семей, из числа тех, кто не имеет их на уровне прожиточного минимума, остаются примерно на 30% ниже доходов "бедных" групп населения в городах.
Особенно обострилась традиционная для сельской местности проблема безработицы.
В настоящее время социальное переустройство села связано как с раскрепощением населения, работающего в аграрном секторе, развитием многообразных форм хозяйства, так и с преобразованием территориальной инфраструктуры, созданием хороших транспортных сообщений, современных культурно-бытовых предприятий, учреждений здравоохранения и образования, предприятий торговли и общественного питания. Организации потребительской кооперации развивая хозяйственную и социальную деятельность способствуют развитию инфраструктуры села.