Авторское право

ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

§ 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Общее определение

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определений произведения, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное В. И. Серебровским. "Произведение, — писал он в 1956 г., — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения"1. В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение — благо нематериальное. Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира выступает в качестве комплекса идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде2, индивидуальное и неповторимое отражение объективной действительности3. Произведение является результатом мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить только нематериальные объекты4.

В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту

вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Е. Л. Вакман и И. А. Грингольц совершенно справедливо отмечали, что не существует даже двух разных понятий для обозначения картины как продукта духовного творчества художника и как покрытого красками холста1. Но, несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности2. Материальные предметы — "носители" произведений — могут быть уникальны. Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение может быть кем-либо воспроизведено по памяти и т. д.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Поэтому переход права собственности на материальный объект или право владения материальным объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на произведение как благо нематериальное.

В этой связи следует критически отнестись к получившей распространение практике заключения авторских договоров, когда в целях минимизации налоговых платежей в договорах указывается, что автор продает (дарит), а пользователь покупает (принимает) рукопись или другой материальный носитель, на котором зафиксировано произведение. Такая практика чревата опасностью не только признания подобных сделок притворными по искам заинтересованных лиц, но и констатацией того, что пользователи не приобрели по ним никаких авторских прав на использование произведений и поэтому, в частности, не могут выступать в их защиту в случае нарушений со стороны как авторов, так и третьих лиц.

Единственное исключение в этом плане представляет собой правило, касающееся произведений изобразительного искусства. При передаче права собственности (права владения) на произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и отдельные

авторские права, например, право помещать произведение на публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на распространение произведения и т д. Автору произведения наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь право доступа, в соответствии с которым он вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

Таким образом, произведениями являются "не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью"1. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.


1 Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права М., 1956. С. 32.
2 Гордон М. В. Советское авторское право М., 1955. С. 59.
3 Панкевич [Б. И.] Объект авторского права // Записки Новороссийского университета. 1878.
4 Гаврилов Э. П. Авторское право. Издательские договоры Авторский гонорар М., 1988. С. 10.
1 Вакман Е. Л., Грингольц И.А. Авторские права художников М , 1962. С. 18—19.
2 Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства Казань, 1972. С. 55.
1 Мартынов Б. С. Права авторства в СССР // Учен зап Всесоюзн. ин-та юрид наук Вып. IX. 1947. С. 135.

Источник: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: — 2007 г. — 752 с.