Баннер

Поиск по сайту

Loading

5. Служебные и неслужебные произведения

Большое практическое влияние на объем авторских правомочий и режим использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие "служебные произведения" закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, отмечается, что произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения. Если содержание служебного задания заключалось, например, в создании технической разработки без оформления ее результата в виде произведения — объекта авторского права, оно не может считаться созданным в порядке служебного задания1.

Нередко признаком служебных произведений является отнесение их к плановым работам соответствующих научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в руководящем постановлении "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" от 18 апреля 1986 г. указал, что "плановой следует считать работу, выполнение которой предусматривалось утвержденным для автора индивидуальным планом, а также опубликованную работу, зачтенную с согласия автора в выполнение плана его работы. Сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная автором работа является плановой"2.

Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных организаций и т.д. Если же произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является. Приведем довольно типичный пример такого рода. В 1985 г. судом было рассмотрено дело по иску художника Т. к Ленинградской студии документальных фильмов о взыскании авторского вознаграждения за пять пейзажных акварелей, которые были использованы в качестве зрительного ряда в научно-популярном фильме, созданном студией. При рассмотрении дела было установлено, что все пять картин были написаны художником специально для фильма по заказу съемочной группы. Фильм был принят и одобрен студией, однако в выплате вознаграждения художнику было отказано. Свой отказ студия мотивировала тем, что истец является художником-постановщиком фильма и поэтому вся выполненная им работа, включая написание акварелей для фильма, является служебной и не подлежит отдельной оплате. Истец, однако, представил убедительные доказательства того, что создание акварелей не входит в обязанности художника-постановщика фильма. Суд согласился с этим и обязал ответчика оплатить стоимость пяти картин в соответствии с оценкой, данной экспертизой1.

Основные особенности правового режима служебных произведений заключаются в следующем. Во-первых, российское авторское законодательство исходит из того принципиального положения, что авторское право на него принадлежит его автору. Этим оно существенно отличается от законодательства многих стран, признающего обладателем авторских прав на произведение работодателя, по заданию которого оно создано. Авторское право России исключает здесь правопреемство работодателя и сохраняет все основные авторские правомочия за непосредственным создателем. В частности, автор пользуется правом на имя, правом на защиту репутации, правом на обнародование произведения и т. д. Это означает, что работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным для публики, не вправе без согласия автора вносить в него какие-либо изменения и т.п. Однако правомочия автора не носят неограниченного характера. Учитывается, что работодатель поручал автору создать произведение для того, чтобы оно могло быть использовано для определенных целей. Поэтому хотя за автором в соответствии с господствующей доктриной сохраняется возможность решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение трудовых обязанностей. Точно так же автор не может воспрепятствовать тому, чтобы на титульном листе или в выходных данных были указаны наименование или официальный символ организации, в рамках которой создано произведение.

Во-вторых, создание произведения по заданию работодателя самым существенным образом влияет на режим его использования. Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. Напротив, работодатель может как использовать такое произведение в своих собственных интересах, так и выдавать разрешения на его использование третьим лицам.

Как видим, по сравнению с ранее действующим законодательством вопрос об использовании служебных произведений в новом законе решается более жестким для авторов образом. Напомним, что ранее работодатель автоматически приобретал право на использование служебного произведения лишь способом, обусловленным целью служебного задания и в вытекающих из него пределах. Например, киностудия могла использовать созданные по ее заданию костюмы и декорации для постановки фильма, но чтобы использовать их для издания альбома репродукций, она должна была получить на это особое разрешение автора. Кроме того, принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства ограничили права работодателя на использование произведения 3 годами с момента представления произведения (ст. 140). Наконец, сам автор не лишался возможности использовать свою работу способами, не обусловленными целью служебного задания. Например, штатный дизайнер, по эскизам которого работодатель выпускал произведение ДПИ, мог заключить договор на издание своих работ, если только запрет на такие действия не содержался в его договоре с работодателем.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" закрепляет за работодателем все права по использованию произведения, в том числе по использованию его такими способами, которые не связаны прямо со служебным заданием, а также исходит из того, что соответствующие права переходят к работодателю на весь срок их действия. Однако это является лишь общим правилом, применяемым тогда, когда в договоре между работодателем и автором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о том, что работодатель приобретает права лишь на использование произведения в целях, обусловленных служебным заданием, и о том, что срок действия его прав ограничивается определенным периодом, и т. д.

В-третьих, особым образом решается вопрос о вознаграждении за использование служебных произведений. Ранее действовавшее законодательство исходило из того, что их создание уже оплачено заработной платой автора и потому, по общему правилу, не предусматривало выплату автору дополнительного вознаграждения, за исключением случаев, прямо установленных нормативными актами. В новом авторском законе указывается, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (п. 2 ст. 14). Данная норма позволяет сделать вывод, что отныне использование служебных произведений, по общему правилу, подлежит дополнительной оплате. Конечно, если в конкретном договоре автор отказался от получения вознаграждения, созданного в порядке выполнения служебного задания, это не будет нарушением закона. Но если между сторонами возникает по этому поводу спор и они не могут прийти к соглашению, автор может добиваться защиты своих прав в судебном порядке. Причем автор вправе претендовать на получение особого вознаграждения за каждый вид использования своего произведения.

На этот счет в литературе имеется и другая точка зрения. По мнению Э.П. Гаврилова, автор имеет право на получение специального вознаграждения за использование произведения, созданного им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, лишь в случае, если это прямо предусмотрено его соглашением с работодателем1. К сожалению, Э.П. Гаврилов не приводит каких-либо аргументов в обоснование своей позиции, которая, на наш взгляд, расходится как с текстом п. 2 ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", так и с положениями принятых в развитие Закона подзаконных актов2.

В-четвертых, российское авторское право исходит из того, что отношения между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, и их работодателями регламентируются заключенным между ними трудовым договором или контрактом. Данный договор (контракт) может, в частности, предусматривать сохранение прав на использование созданных произведений за автором, включать условия использования служебных произведений, устанавливать порядок определения размера причитающегося автору дополнительного вознаграждения, а также содержать иные условия, не противоречащие действующему законодательству. Если в таком договоре (контракте), заключенном при найме работника либо уже в период его работы, эти условия не определены, правовой режим служебных произведений, взаимные права и обязанности сторон устанавливаются на основе правил действующего законодательства. Заключения между работником-автором и работодателем — пользователем произведения какого-либо особого авторского договора закон не требует. Соответственно на отношения между работником и работодателем не распространяются те требования, которые предъявляются законом к авторским договорам, в частности, правило о том, что предметом договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (п. 5 ст. 31 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

В-пятых, применительно к созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедиям, энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам научных трудов, газетам, журналам и другим периодическим изданиям закон устанавливает более жесткий правовой режим по сравнению с другими служебными произведениями. В данном случае действует правило, установленное ч. 1 п. 2 ст. 11 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которым издателям указанных изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Это, например, означает, что по смыслу закона журналист или фотограф, находящийся в штате газеты, не вправе, опираясь на п. 2 ст. 14 Закона, претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетой материала, созданного им в порядке выполнения своих служебных обязанностей или служебного задания своего работодателя. Предполагается, что их творческий труд, оплата которого обычно увязана с количеством переданного ими газете материала, уже полностью оплачен газетой, и последняя приобрела исключительное право на использование этого материала. Именно по этой причине в п. 4 ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" указано на то, что общие правила, действующие в отношении служебных произведений (п. 1—3 ст. 14), на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий не распространяются.

Нельзя не отметить, что иногда п. 4 ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" пытаются придать совершенно иное значение, а именно доказать, что издатели подобных изданий вообще не приобретают исключительного права на использование материалов, созданных их штатными авторами в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, и что права на эти материалы сохраняются за их авторами. При этом помимо п. 4 ст. 14 апеллируют к ч. 2 п. 2 ст. 11 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", где указывается на то, что "авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом".

Как представляется, такое толкование закона не имеет ничего общего с его действительным смыслом. Указание закона на сохранение за авторами исключительных прав на использование своих произведений независимо от издания в целом означает лишь то, что любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который передал свое произведение для использования в газете, журнале, продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого периодического или продолжающегося издания. Например, штатный журналист газеты имеет право издать опубликованные им в газете материалы в виде отдельной книги или переработать свою статью в произведение другого жанра; ученый, опубликовавший свое произведение в продолжающемся научном сборнике вуза, в котором он работает, может включить его в качестве составной части в свою монографию, и т. п. Данное понимание закона полностью согласуется с давно сложившейся в России практикой.

Затронутый вопрос имеет большое практическое значение. В частности, нередки случаи, когда газеты, не получив соответствующего разрешения, перепечатывают материалы, опубликованные другими газетами. При этом доказывается, что газета, материал которой перепечатан без ее согласия, не может даже выступать в защиту своих интересов, так как не обладает никакими правами на опубликованный ею материал, хотя бы он и был создан ее штатным автором. Такая позиция является, безусловно, ошибочной. Газета, как и любое другое периодическое или продолжающееся издание, на которое распространяется действие п. 2 ст. 11 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", приобретает исключительные права на использование как издания в целом, так и каждого отдельного произведения, включенного в такое издание, если речь идет о таком же способе использования произведения. Поэтому она может выступать в качестве истца в защиту своих нарушенных прав без какого-либо специального уполномочивания на это со стороны своих штатных сотрудников, усилиями которых были созданы эти материалы. Если же дело касается несанкционированного использования помещенных в газете произведений нештатных авторов, то решение вопроса о том, кто может выступать в качестве истца (газета или сам автор произведения), зависит от характера и условий того авторского договора, который заключен между газетой и таким автором.

Нередки случаи, когда только часть произведения создается в порядке выполнения служебного задания. В подобной ситуации его правовой режим признается смешанным, а его авторы имеют неодинаковые права. Например, по делу, рассмотренному в 1984 г. одним из судов г. Москвы, было установлено, что истец принимал участие в подготовке коллективной работы, представленной издательству "Наука" в качестве плановой работы от Института истории АН СССР. Истец не был работником этого института, в своей организации подготовка данной работы ему не поручалась, о чем он представил соответствующие документы. Ответчик — издательство "Наука" — возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что книга выпущена небольшим тиражом и потому является для издательства убыточной, а также на то, что она была заявлена Институтом истории АН СССР как плановая работа. Суд отклонил все доводы ответчика, указав, что закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для безгонорарного использования произведений. Работа, представленная истцом, не являлась плановой и потому должна быть оплачена по утвержденным ставкам1.


1 Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР/Отв ред С.Н. Братусь, О.Н. Садиков М , 1982 С 573
2 Бюллетень Верховного Суда СССР 1986 №3 С 23
1 Обзор правовой работы ВААП за 1985 г. М., 1986. С. 32-33.
1 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 77-78.
2 Так, напр., в п. 3 раздела II Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирования в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 13. Ст. 994), прямо указывается, что "автору, издавшему в порядке выполнения служебного задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства для воспроизведения или тиражирования в промышленности, авторское вознаграждение за воспроизведение или тиражирование такого произведения выплачивается по нормам, предусмотренным в настоящем Положении, если в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иное".
1 Гаврилов Э. П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М., 1988. С. 31.


Содержание статьи
  1. Авторское право
  2. Творческий характер произведения
  3. Объективная форма и воспроизводимость произведения
  4. Назначение и достоинства произведения
  5. Выполнение формальностей
  6. Правовое значение отдельных элементов произведения
  7. Произведения, не охраняемые авторским правом
  8. Произведения науки, литературы и искусства
  9. Круг охраняемых законом произведений. Общие положения - литературные произведения - речи лекции доклады
  10. Письма, дневники, личные заметки
  11. Интервью, дискуссии, письма в редакцию
  12. Переводы
  13. Программы для ЭВМ
  14. Драматические произведения - Музыкальные произведения с текстом и без текста
  15. Мелодия
  16. Аранжировка, оркестровка, вариации
  17. Сценарные произведения - Аудиовизуальные произведения
  18. Произведения изобразительного и декоративного искусства
  19. Копии произведений изобразительного искусства
  20. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна
  21. Фотографические произведения
  22. Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства
  23. Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  24. Произведения хореографии и пантомимы - Картографические произведения
  25. Картографические произведения
  26. Сборники и другие составные произведения
  27. Обнародованные (опубликованные) и необнародованные(неопубликованные) произведения
  28. Произведения оригинальные и производные
  29. Служебные и неслужебные произведения
  30. Субъекты авторского права. Авторы произведений.
  31. Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов
  32. Авторские права юридических лиц - Иностранные авторы
  33. Соавторство
  34. Осуществление авторских прав на коллективное произведение
  35. Виды соавторства - раздельное и нераздельное
  36. Наследники и иные правоприемники
  37. Организации, управляющие имущественными правами автра на коллективной основе
  38. Права авторов произведений науки и литературы и искусства
  39. Авторское право и отдельные авторские правомочия
  40. Виды авторских прав - имущественные и неимущественные
  41. Личные неимущественные права авторов. Право авторства
  42. Право на авторское имя
  43. Право на защиту репутации автора
  44. Право на обнародование произведения и на его отзыв
  45. Право на опубликование
  46. Имущественные права авторов
  47. Право на воспроизведение и право доступа
  48. Право на распространение и право на импорт
  49. Право на публичный показ и право на публичное исполнение
  50. Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
  51. Право на перевод и право на переработку произведения
  52. Иные права авторов
  53. Свободное использование произведений
  54. Срок действия авторского права
  55. Авторский договор. Общие положения
  56. Классификация авторских договоров
  57. Стороны авторского договора
  58. Предмет и объект авторского договора
  59. Срок авторского договора
  60. Цена авторского договора
  61. Форма авторского договора и порядок его заключения
  62. Содержание авторского договора. Основные обязанности автора
  63. Основные обязанности пользователя
  64. Ответсвенность сторон за нарушения авторского договора
  65. Ответственность автора
  66. Просрочка автора
  67. Отступление от условий договора
  68. Отказ от внесения в произведение исправлений и дополнений
  69. Нарушение обязанности лично исполнить работу
  70. Передача произведения для использования третьим лицам
  71. Ответственность автора за иные нарушения условий договора
  72. Особенности ответственности при соавторстве
  73. Ответственность пользователя
  74. Нарушение обязанности использовать произведение
  75. Ответственность пользователя за иные нарушения условий договора
  76. Прекращение авторского договора
  77. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания
  78. Охрана прав исполнителей
  79. Охрана прав производителей фонограмм
  80. Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания
  81. Свободное использование объектов смежных прав
  82. Защита авторских и смежных прав. Общие положения
  83. Способы гражданско- правовой защиты авторских и смежных прав
  84. Признание авторских и смежных прав
  85. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права
  86. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
  87. Принуждение к исполнению обязанности в натуре
  88. Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации
  89. Компенсация морального вреда
  90. Прекращение или изменение правоотношения
  91. Признание недействительным административного акта как защита авторских прав
  92. Административная или уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
  93. Охрана произведений российских авторов за рубежом. Общие положения
  94. Участие России в международных соглашениях об охране авторских и смежных прав
  95. Порядок передачи произведений российских авторов для использования за рубежом

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...