Правовое обеспечение развития конкуренции - Варламова А.Н - Развитая конкурентная среда

Развитая конкурентная среда

- это конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивается сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен с долгосрочной финансовой стабильностью наиболее эффективных предприятий.

Несмотря на появление новых понятий - "конкурентная среда" и "развитая конкурентная среда", они на настоящий момент практически не используются. Нет четкого понимания и тех факторов, которые следует принимать во внимание при анализе конкурентной среды на том или ином товарном рынке. Основной категорией по-прежнему остается понятие "конкуренция".

В экономической литературе выделяется несколько основных концепций конкуренции, где определяющими признаками являются:

-  поведение продавцов и покупателей;

-  структура рынка и наличие барьеров, препятствующих входу на рынок;

-  использование достижений научно-технического прогресса;

-  распределение ограниченных ресурсов;

-  отношение к потребителю <1>.

<1> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Омега-Л, 2006. С. 17.

Преимущественное положение занимают определения понятия конкуренции, в которых акцент делается на поведение субъектов рынка. Классическая экономическая школа исследовала конкуренцию в период становления рыночных отношений в капиталистическом обществе. А. Смит трактовал конкуренцию как "совокупность взаимно независимых попыток различных продавцов установить контроль над ценой на рынке"  <1>.   Он

выделил пять основных условий функционирования конкуренции:

---------------------------------------------------------------

<1> Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993.

-  конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;

-  число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;

-   хозяйствующие субъекты должны обладать знанием о рыночных
возможностях (т.е. прежде всего обладать информацией);

- у конкурентов должна быть свобода действовать в соответствии с этим
знанием (данная свобода связана в числе прочего с отсутствием барьеров входа
на рынок);

-   необходимо выждать время, чтобы направление и объемы потока
ресурсов стали отвечать желанию владельцев.