Конфликтология: Конспект лекций - Атоян А.Д. - Вопрос 11. Внутриличностные конфликты

Вопрос 11. Внутриличностные конфликты

1. Понятие внутриличностного конфликта

2. Подход 3. Фрейда

3.    Постфрейдистские концепции

4. Неофрейдистские концепции

5.  Типология внутриличностных конфликтов

6. Ролевые конфликты

1. Внутриличностный конфликт — это конфликт, происходящий во внутреннем мире человека, вызванный столкновением противоположно направленных мотивов, интересов, потребностей. Это психический процесс, обусловленный сложност ью человеческой психики и психической структуры личности.

Внутренними причинами такого конфликта могут быть.

✓ переживания;

✓ обиды;

✓ разочарования;

✓ комплексы неполно ценности;

✓ завышенная или заниженная самоо ценка;

✓ неудовлетворенность;

✓ страх за собственную безопасность;

✓ повышенная или пониженная самокрити чность;

✓ критичность к окружающим.

С другой стороны, внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку, может быть связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2. 3. Фрейд признавал внутриличностный конфликт личности необходимым проявлением подвижности, динамичности душевной жизни. Кроме того, он способствует развитию личности. Но в столкновении сил нельзя однозначно определить исход борьбы. Поэтому личность может пойти как по пути раскрытия своих возможностей, так и по пути их ущемления.

По Фрейду, человеческая психика включает 3 инстанции.

✓ "ОНО" (Id);

"Я" (Ego);

"СВЕРХ-Я" (Super-Ego).

Все они руководствуются различными принципами.

✓ "ОНО" — принципом удовольствия;

✓ "Я" — принципом реальности;

✓ "СВЕРХ-Я" — принципом долженствования.

"ОНО" сотворено примитивными желаниями, инстинктами, биологическими побуждениями.

"Я" появляется в результате контакта личности с внешним миром, который ограничивает безудержные аппетиты "ОНО". "Я"согласует потребности и возможности.

"СВЕРХ-Я" совесть личности, внутренний родитель. При возникновении л юбой потребности "ОНО " заявляет. "Хочу!"; "СВЕРХ-Я" вопрошает. "Справедливо ли это?"; а "Я" начинает искать рациональный путь выгхода из сложившегося положения.

3. Наиболее известными последователями 3. Фрейда являлись.

✓ А. Адлер — был учеником и соратником 3. Фрейда. Он утверждал, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности. Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой (многие великие музыканты обла дали дефектами слуха, художники — дефектами зрения и т. д.). Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотру дничеству, взаимоподдержке. В то же время, если личность не преодолеет свою неполноценность, комплекс неполно ценности может укрепит ься и стать вторым "Я" человека. Один из вариантов патологии — стремление к сверком- пенсации комплекса (это могут быгть гипертрофированное стремление к власти, частая смена сексуальных партнеров, повышенная конфликтность, чрезмерная творческая одержимость и т. д.);

✓ К. Юнг — предложил иной подход к внутриличностному конфликту. Если Адлер обратил внимание на исхо дный конфликт личности, который продолжал существовать только при неудачном его преодолении, то Юнг же сделал акцент на изначально конфликтной природе личности. Юнг сформулировал закон дополнительности, суть которого в следующем. наличие у человека какого-то одного психического элемента обязательно указывает на наличие противоположного ему элемента. Таким образом, внешняя экстраверсия подразумевает скрываемую интроверсию, чрезмерная демонстрация силы — стремление скрыть слабость в чем-либо и т. д.

4. К. Хорни считается одним из зачинателей неофрейдистского направления. Она выделила 3 основные формы проявления внутриличностного конфликта.

движение к людям;

движение против людей;

движение от людей.

По Хорни, любой внутриличностный конфликт может быт ь разрешен только одним способом — путем изменения внутри личности условий, которые этот конфликт породили.

Также Хорни разделила внутриличностные конфликты на 2 основных типа.

нормальные;

ненормальные.

Нормальные конфликты свойственны психи чески здоровым людям, могут быть разрешены усилиями самой личности и, если изобразить графически, степень расхождения конфликтующих тенденций не превышает 90 °

Ненормальные — такие конфликты:, в которыгх степен ь расхождения конфликтующих тенденций может достигать 180°, ненормальные конфликты вызывают раздвоение личности, самостоятельно человеком не могут быть преодолены, необходима квалифицированная врачебная или психиатрическая помощь.

5. Современная наука конфликтологии выделяет 7 основных типов внутриличностных конфликтов.

✓ мотивационный конфликт — это столкновение между 2 противоположными мотивами личности;

✓ конфликт нереализованного желания — это столкновение влечения, желания с невозможностью его осуществления (как по моральным соображениям, так и в силу физи ческой невозможности его реализовать);

адаптационный конфликт — связан с проблемой приспособления человека к условиям социальной, профессиональной сферы его жизнедеятельности;

✓ конфликт неадекватной самооценки — конфликт между притязаниями человека и его оценкой своих возможностей;

нравственный конфликт — столкновение между желанием, поступками и нравственными нормами, долгом;

✓ невротический конфликт психическое расстройство в результате неудачной попытки личности самостоятел ьно разрешить свой внутриличностный конфликт. Воплощается в фобиях, раздвоении личности, ощущении неполно ценности;

✓ ролевой конфликт — конфликт, связанный с невозможностью выполнения одной личностью нескольких ролей или несовместимостью требований, предъявляемых к о дной роли.

6. Ролевой конфликт одна из самых распространенных форм внутриличностных конфликтов. Фрейд, Адлер, Юнг рассматривали конфликты личности "изнутри". Иной по дход характерен для тех психоло гов, которые стали по дходить к человеку "извне" — из сферы со циальной жизни. Каждый человек является членом различных групп — семьи, общества, государства.

Роль — различные функции, которые выполняет личность, вступая в групповое взаимодействие (водитель, пешеход, покупатель, продавец, учитель, ученик).

При этом каждый действует с учетом ожиданий остальных. Каждая роль имеет свое содержание, шаблон действий, реакций на поступки других членов группы, конкретные навыки и умения. Роли образуют системы. Таким образом, личность выступает как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности (один и тот же человек в разных ситуациях может пережит ь смену ролей, гражданин — студент — игрок футбольной команды — сын — друг — муж и т. д.).

Для каждого человека существуют наиболее важные роли — эталонные. Через них человек реализует себя в первую очередь.

А вокруг этих ролей по степени соответствия центральным, эталонным ролям распола гаются остальные. Каждая роль подразумевает пользование правами и выполнение обязанностей Возникает ролевой конфликт столкновение между несочетающимися ролями. Например, женщина-руководитель часто разрывается между работой и семьей.