Конфликтология: Конспект лекций - Атоян А.Д. - Вопрос 19. Стили конфликтного поведения

Вопрос 19. Стили конфликтного поведения

1.  Определение стиля поведения. Виды стилей

2.  Уклонение

3. Приспособление

4. Конфронтация

5.    Сотрудничество

6.     6. Компромисс

7. Результаты использования разных стилей

 Стиль поведения в конфликте совокупность методов и способов действия в конфликте, ориентированных на достижение определенных целей и реализацию интересов.

Выделяются 5 основных стилей поведения в конфликте.

соперничество;

приспособление;

уклонение;

компромисс;

сотрудничество.

Конфликтолог К. Томас описал эти стили с использованием двумерной системы координат, где

ось X ориентация человека на интересы других людей;

ось У— ориентация на защиту собственных интересов.

Исходя из этого К. Томас совместно с Р. Килменном разработал сетку типов поведения людей в конфликте, которая называется сеткой Томаса — Килменна.

 

Выбор страте гии поведения в конфликте зависит от интересов оппонентов и от характера действий, которые они предпринимают. Стиль поведения в конфликте определяют ряд факторов.

✓ в какой мере оппоненты стремятся осуществит ь интересы другой стороны;

✓ их ориентация на удовлетворение собственных интересов;

✓  насколько активно или пассивно отстаиваются эти интересы;

✓ каким действиям отдается предпочтение. совместным или индивидуальным.

2. Уклонение — такое поведение в конфликте, когда участник стремится выйти из конфликта, тактика нежелания активно отстаивать чьи-либо интересы, в том числе собственные. Этот стиль поведения выбирают тогда, когда.

✓ участник не желает осложнять отношения с соперником;

✓ участник чувствует, что проиграет, что не способен соревноваться с оппонентом, сил ьнее его по личностным ка чествам или выше по должностному положению;

✓ предмет конфликта не является для его участника значительным и цель не оправдывает средства;

✓ участник нашел другой способ достижения собственных интересов;

✓ участнику требуется отложить столкновение, чтобы собраться с силами, мыслями, проанализировать сложившийся конфликт и выбрать определенную линию поведения;

✓  участник чувствует, что его оппонент сознательно провоцирует конфликт и стремится оградить себя от общения с конфликтной личностью.

Это стиль пассивного поведения. Чаще используется в межличностных конфликтах, когда причины возникновения противоречия в основном субъективные, ли чностные. Его выбирают эмоционально уравновешенные люди, которые умеют трезво оценить ситуацию и не спешат ввязываться в конфликт.

Если же конфликт возник по объективным причинам, то в этом случае тактика уклонения может оказаться неэффективной. Ведь конфликт остается нерешенным, проблема сохраняется, а пов оды и причины накапливаются, что может в дальнейшем вызвать осложнение отношений и привести к еще более серьезному конфликту. В любом случае всегда надо ориентироваться по ситуации, проанализировав все при чины возникших противоречий.

3. Приспособление — стиль, ориентированный на интересы соперника, стремление сгладить конфликт и восстановить гармонию в отношениях путем уступок и готовности поступиться своими интересами ради примирения.

Используется в ситуациях, когда:

для участника существует что-то приоритетнее выигрыша в данном столкновении. Ему важнее сохранит ь партнерские отношения, дружбу и т. д.;

проблема не является существенной для участника;

разрешение конфликта за шло в тупик, и не остается другого выхода, как принять эту стратегию, для того чтобы избежат ь прямой конфронтации.

Это тоже пассивный стиль конфликтного поведения, однако, в отличие от уклонения, направлен на совместные действия. Этот стиль можно применять при любом типе конфликта.

4. Конфронтация — стиль поведения, направленный на достижение собственных интересов без учета интересов оппонента или в ущерб им, основанный на стремлении во что бы то ни стало победить. Конфронтация проявляется в применении силы, открытом противостоянии, навязывании сво ей точки зрения, шантаже, угрозе и пр.

Используется в следующих ситуациях:

проблема имеет большое значение для участника, который уверен в своих силах, в способности решить конфликт самостоятельно и выиграть в нем;

участник конфликта обла дает более высоким статусом, авторитетом, чем его соперник, считает свою точку зрения наиболее правильной и настаивает на ее принятии оппонентом;

участники находятся в критической ситуации, когда решение необходимо принять немедленно;

участник находится в более выгодном положении, чем другая сторона, задействованная в конфликте, и уверен в своей поб еде;

участник ничем значимым не рискует;

участник выбором другой стратегии не располагает.

Для конфронта ции характерны активные самостоятел ьные действия, отказ от совместно го поиска решений. Этот стиль нацелен на выигрыш при полном поражении другой стороны.

Использование этого стиля поведения может привести к не гативным последствиям, разрушению дружеских и партнерских отношений, появлени ю врагов и недоброжелателей. Поэтому необходимо крайне осторожно пользоваться данной стратегией, особенно в межличностных конфликтах.

5. Сотрудничество — стиль поведения, ориентированный на совместный поиск участниками конфликта конструктивного взаимовыгодного решения.

Аналогично конфронтации этот стиль нацелен на достижение собственные целей участниками конфликта. О днако от конфронтации отличается тем, что предполагает совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы обеих сторон. Этот стиль дает возможност ь разрешить конфликт без нанесения ущерба обеим сторонам и их взаимоотно шениям и может, наоборот, привести к укреплени ю партнерского взаимодействия. Используется. если:

проблема является важной для обоих участников конфликта, а их желание разрешить конфликт является обо юдным;

разница в служебном, социальном положении для участников не имеет значения или они равны по ран гу и статусу;

между сторонами существует доверие и уважение к интересам, желаниям и потребностям оппонента;

все участники желают обсудить существующую проблему и прийти к взаимовыгодному решению.

Положительный момент использования данного стиля поведения — возможность решить проблему с максимальной пользой для обеих сторон и с минимальными потерями каждого из участников. Но, с другой стороны, сотрудничество требует:

больших затрат времени;

умения слушать своего соперника;

четкого и обоснованно го изложения своей точки зрения;

✓ понимания своих и чужих целей и интересов;

✓ умения профессионал ьно проводить переговоры и выбирать оптимальное решение, устраива ющее обе стороны.

6. Компромисс — стиль поведения, ориентированный на уре гулирование конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения своих интересов.

При помощи компромисса появляется возможност ь частично удовлетворить интересы каждой из конфликтующих сторон. Стиль используется, когда:

✓ оппоненты равны по ран гу и вынуждены смириться и принять временное, но по каким-то пунктам удовлетворяющее притязания обеих сторон ре шение сложившегося противоречия;

✓ участники не хотят портит ь отношения и пытаются выиграть время и собраться с силами;

✓ использование других стилей поведения в данном конфликте неэффективно;

✓ в процессе развития конфликта у частники корректиру ют свои цели под сложившуюся ситуацию.

Умение идти на компромисс очень ценное качество в управленческой среде. Но не всегда использование этого стиля поведения дает нужный результат, так как последствия этой стратегии непредсказуемы. В каких-то ситуациях он необходим, в каких-то, наоборот, нежелателен и может сказат ься на авторитете руководителя и отношении к нему подчиненных.

7. К. Томас находил стратегию сотрудничества наиболее удачной, где обе стороны оказыва ются в выигрыше. При уклонении от конфликта не выигрывает ни одна сторона, при выборе стратегии соперничества один участник выигрывает, другой обязательно проигрывает, приспособление и компромисс — оба участника идут на взаимные уступки и прои грывают.