Конфликтология: Конспект лекций - Атоян А.Д. - Вопрос 26. Психологическая совместимость

Вопрос 26. Психологическая совместимость

1. Понятие психологической совместимости

2. Способы укрепления психологической совместимости

3. Способы предотвращения конфликтов

1. Психологическая совместимость ситуация совпадения у взаимодействующих сторон основных жизненных целей и ценностей, а также отсутствие между сторонами неразре шимых противоречий. Психологическая совместимост ь — неотъемлемое условие нормального взаимодействия в коллективе, важный фактор, сдерживающий и предотвращающий конфликты. Психологическая совместимость достигается благодаря.

✓ природному сходству характеров, темпераментов, целей и ценностей индивидов;

✓ целенаправленной работе психоло гов и конфликтоло гов по укреплению психологической совместимости в коллективе.

2. Существует следующие правила, соблюдая которые можно выработать психологическую совместимость

✓ хорошо знать людей, с которыми нахо дишься во взаимо действии, особенности их характера, привы чки, предпочтения. Необходимо проявлять к ним внимание как к личности, интерес, уметь находить взаимопонимание;

✓ уметь соблюдать социальную дистанцию, а также всегда определить нужную дистанцию во взаимоотно шениях с каждым индивидом;

✓ соблюдать "правило разнообразия" — чем больше у партнеров совпадающих интересов, тем меньше возможность возникновения конфликта между ними;

✓ дать другому человеку возможност ь почувствовать себя необходимым, значимым, "своим человеком";

✓ ничем не выделяться среди других, контролировать свое поведение, не акцентировать внимание на своих достоинствах, не демонстрироват ь чувство превосходства над другими. Выпь проще.

3. Психологическую совместимость по возможности необхо димо укреплять. Однако даже психологически совместимые люди не застрахованы от конфликтов. При зарождении конфликта в среде психологически совместимых людей необходимо соблюдать следующие правила:

✓ сохранять спокойствие и хладнокровие;

✓ тщательно подбирать выражения, избе гать эмоционально–оценочных высказываний;

✓ предвидеть конфликт, его вызревание;

✓ не переходить на личности, критиковать поступки, но не саму личность;

✓ проявлять интерес к стремлениям противоборствующей стороны, выяснить точку зрения, позицию, которую занимает оппонент;

✓ беспристрастно посмотреть на собственное поведение;

✓ найти точки соприкосновения — сферы взаимных интересов и возможныгх компромиссов.