Конфликтология: Конспект лекций - Атоян А.Д. - Вопрос 28. Коллектив и уровень его конфликтности

Вопрос 28. Коллектив и уровень его конфликтности

1. Трудовой коллектив. Признаки коллектива.

к Классификация. Динамика развития

2. Личность и коллектив

1. Трудовой коллектив (лат. collectivus сборный) — социальная группа, для которой характерна совместная деятельность, направленная на решение общих производственных задач и достижение общественно полезной цели, сплоченность и наличие единых органов управления.

Коллектив развивается по своим законам, имеет сво ю психологию и идеологию, понимание основных принципов которых так необходимо для успешного регулирования взаимоотношений в организации.

Признаки коллектива:

✓ общие цели и интересы;

✓ совместная деятельность;

✓ единые органы управления;

✓ сплоченность.

Коллективы бывают 2 основных видов:

формальные — создаются по инициативе руководителя для осуществления произво дственного процесса;

неформальные — создаются по желанию самих сотрудников (участников) на основе взаимной дружбы, симпатий, совместной цели и т. д. Необходимым условием создания неформального коллектива является нали чие неформального лидера. Существование в организации неформальных групп создает ряд как позитивных, так и негативных последствий:

позитивные:

•   более быстрая адаптация;

•   взаимная поддержка;

•   выработка общих интересов;

негативные:

•   в отдельные случаях (например, при частом неформал ьном общении на работе, нахождении иных общих интересов помимо работы) — снижение эффективности труда;

•   распространение ложной информа ции, сплетен, слухов;

•   сопротивление изменениям, нововв едениям;

•   стремление по дчинить своим нормам других членов коллектива.

По продолжительности существования выделяют временные и постоянные коллективы. Временные коллективы соз даются на ограниченный промежуток времени (от нескольких часов до нескольких месяцев). Постоянные коллективы соз даются на продолжительный период времени или на все время существования фирмы.

По численности различают большие и малые коллективы. По данным исследований, наибольшей эффективности деятельности можно достичь в коллективе, состоящем из 5—9 человек. Динамика развития коллективов происходит несколькими этапами.

✓ зарождение;

✓ дифференциация;

✓ интеграция;

✓ стабилизация или распад.

Взаимоотношения в коллективе складываются в 2 взаимосвязанных направлениях.

✓ деловые отношения;

✓ личные отношения.

В трудовых коллективах, как правило, ли чное отношение к тому или иному сотруднику определяется его деловыми качествами, его профессиональными заслугами.

Но все же может случиться и наоборот, когда личное отношение к человеку накладывает отпечаток на отношение к нему как профессионалу.

В коллективе формиру ются свои нормы, правила пове дения, соблюдение которых обязател ьно для всех членов, принадлежащих данному коллективу.

Нормы — это способ контроля за деятельностью индивида, обеспечивающий стабильность существования группы.

2. В коллективах нередко возникают конфликты. В основном конфликты появляются на стадии зарождения, дифференциации и распада. Причины возникновения конфликтов в коллективах могут быть самыми разными, например.

✓ конфликт между личностью и группой из-за несовпадения личнЫх и общественнЫх интересов, из-за нежелания личности придерживаться установленных в данном коллективе правил, из-за их нарушения и пр.;

✓ внутригрупповой или межгрупповой конфликт между несколькими неформальными группами в результате борьбы за власть, авторитет или влияние.

Однако независимо от характера конфликтов в нем у частвуют конкретные личности со своими целями, интересами, психологическими особенностями.

Коллектив и ли чность тесно взаимосвязаны.

Личности коллектив необходим.

✓ для получения поддержки и оценки своих способностей;

✓ социализации;

✓        приобретения авторитета, статуса;

✓        выполнения разли чных социальных ролей;

✓        материального обеспечения;

✓        получения информации;

✓ развития;

✓ общения;

✓        профессиональной самореализа ции.

Коллектив, в свою очередь, состоит из личностей и не может совсем не учитывать личностные особенности е го членов.

В современном мире конфликты в коллективах неизбежны. Задачи руководителей, психологов, конфликтологов.

✓ вовремя распознать конфликт;

✓ добиться управляемости конфликта;

✓ конструктивно разре шить конфликт.

Только в этом случае конфликт не только не разрушит, но и укрепит коллектив, приведет к выявлению интересов его членов, позволит коллективу найти оптимал ьные формы свое го функционирования.Список использованной литературы

1. Е.М. Бабосов. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов. — Мн.: Тетра-Системс, 2002. — 256 с.

2. Н.Ф. Вишнякова. Конфликтология. — Мн.: "Университетское", 2002. — 192 с.

3.  В.И. Краснов. Основы конфликтологии. — М.: Издательство "Союз", 1999. — 224 с.

4.    Практическая психоло гия: Учебник под ред. М.К. Тутушкиной, 4-е издание, переработанное, дополненное. — СПб.: Издательство "Дидактика Плюс", 2004. — 352 с.