Раздел 1 ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ / Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей Источники конфликтологических знаний
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.
Проблему отношения к миру и войне, согласию и насилию не могли не ставить различные религиозные учения. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Ислам, при всей своей опоре на концепцию многовариантности мирового устройства, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха, также не исключает насилия, в том числе и между единоверцами. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно войну, в то же время здесь стирается противопоставление добра и зла.
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр и другие виды искусства всегда отражали конфликты с помощью соответствующих художественных средств, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента своего появления искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их определение своего поведения. Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации является одним из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию, прежде всего, социальных конфликтов.
Еще одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки.
Психологические направления |
Социологические направления |
|||
Психоаналитическое Поиск причин в сфере бессознательного |
Фрустрационно-агрессивное Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации |
Социал-дарвинизм Общество и организм сходны, что позволяет объяснить социальную жизнь биологическими законами |
Структурный функционализм Идея поддержания бесконфликтного взаимодействия между структурными элементами общества |
|
Поведенческое Влияние социального окружения на поведение человека |
Социотропное Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество |
|||
Марксизм К причинам конфликтов относятся неравенство и социальная поляризация |
Теория позитивно- функционального конфликта Положительная роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем |
|||
Этологическое Агрессия — постоянное состояние живого организма |
Социометрическое В основе взаимодействия — эмоциональные отношения |
|||
Теория групповой динамики Нарушение равновесия в системе «человек — среда» |
Интеракционистское Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение |
Функциональная теория конфликта Конфликт является нормальной движущей силой общественного развития |
Конфликтная модель общества Невозможно избежать конфликтов в обществе, нужно влиять на специфику их протекания |
|
Теоретико-игровое Проблема несовместимости целей участников конфликта |
Теория организационных систем Изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях |
|||
Общая теория конфликта Конфликт есть универсальное явление, присущее всему живому, его нельзя избежать, но можно регулировать |
||||
Теория и практика переговорного процесса Изучение условий ведения конструктивных переговоров |
||||
|
||||
Политологические теории |
||||
Теории политических групп Деградация управляющей элиты преодолевается в революционных изменениях |
Теории политической стабильности Поиск факторов, стабилизирующих общественную систему |
|||
Этнополитические теории |
||||
Увязывание проблем неравномерности социально-экономического развития и этнических различий населения |