Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Системно-информационный анализ конфликтов

Системно-информационный анализ конфликтов

 

В проблеме изучения и регулирования конфликтов существуют четыре основные сферы. В каждой из них применение системно-информационного подхода имеет особенности.

Сфера реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Центральным регулятивным звеном возникновения, развития и завершения конфликта являются психические модели ситуации, сложившиеся у его участников. У каждого участника конфликта формируется свое собственное, субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта строят свое поведение, не исходя из реального объекта конфликта, а опираясь на его информационные модели, формирование которых подчинено определенным закономерностям. Решить эту проблему позволяет системно-информационный анализ конфликта.

Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Ключ к его пониманию лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются.

Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека.

Сформировавшиеся в процессе жизни стереотипы часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации. Каждая информация влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения. Личный жизненный опыт человека оказывает значительное влияние на формирование стереотипов. Возможности для регулирования этих процессов предоставляет системно-информационный анализ внешней по отношению к конфликтам среды, объективных и организационно-управленческих причин возникновения конфликтных ситуаций.

Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Вся деятельность руководителей, конфликтологов, других посредников по предупреждению и завершению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффективность управления конфликтами повышается, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом — важное условие успешной работы конфликтолога.

Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения информации. Системная работа с научной информацией в конфликтологии пока не ведется. Ценная информация, накопленная в социологии по проблеме методологии научного исследования, его этапам и программе, используется незначительно. Проводя научные исследования, конфликтологи используют около 2 % информации, имеющейся в отраслях конфликтологии, то есть работа каждый раз начинается как бы с чистого листа. Это заметно тормозит развитие науки.