Поэтому одна из основ креативной силы исследователя — фантазия, воображение. В ходе исследования это прыжок к полноте понимания, системному взгляду на имеющиеся данные при отсутствии всех необходимых для дискурсивных построений составляющих.
Прежде всего, воображение предполагает «недоверие», а часто и прямое разрушение привычных схем и представлений, в результате этой «отрицательной» фантазии предмет видится исследователем как неупорядоченная совокупность частей и связей, к которой присоединяются еще и те, которые найдены самим исследователем. Творческая «работа» воображения — это поиск нового единства для перегруппировки «знаемого» в новую структуру, яснее характеризующую сущность изучаемого, что предполагает достройку и перестройку системного представления о предмете и «усмотрение» внутренних связей в нем. При этом новое понимание возникает через выделение (акцентирование — или переакцентировку) основной идеи и концентрирование, группировку вокруг нее всех собранных фактов. А обнаруживаемые «лакуны», препятствующие целостному видению предмета, заполняются с помощью «домысла» предположениями (с достаточными основаниями, но с указанием на их возможность).
При этом следует отличать ход и результаты фантазии исследователя от эклектики и паралогизмов «научного» постмодерна.
При включении поисковой фантазии имеет смысл пользоваться приемами комбинаторики, что предполагает активные ассоциативные импровизационные построения и перестроения, рекомбинации известных и новых «частей» изучаемого явления в поисках более точного и ясного понимания предмета. При этом происходит «смещение» известных утверждений и оценок, даже замена одних другими. Комбинаторика — одна из основ креативности, прямо связанная со свойственным исследователю уровнем воображения. И прямо выходит на синтез, а затем и на системное представление о предмете. Разумеется, полученные результаты нуждаются в строгой логической проверке.
Если основываться на идеях и подходах синергетики, при этом отрабатываются «случайные» нелинейные связи, лавинообразно формируются «в режиме с обострением и ускорением» новые конструкты и структуры при заполнении пробелов и селективном отсечении («забывании») неверных подходов и утверждений. Происходит спонтанное самодостраивание, самоконструирование целостных представлений и идей. При этом значимую роль играют аттракторы (особенно суператтрактор) — воздействие при достижении точек бифуркации на процесс «из будущего» (как бы «от идеала»). И из «хаоса» кристаллизуется тот «продукт», который затем «передается» в дискурсивные структуры, где осознается как новое знание. Фантазия, воображение особенно важны при построении «идеальных объектов», «моделировании» будущего состояния предмета.