Эвристическая направленность методологии - Интуитивная информация. Процессы в нейронных

Интуиция «включается» тогда, когда предпринятые исследователем дискурсивные операции, накопленная рациональным путем информация по теме «не складываются» и вызывают у него сомнения и неуверенность по поводу возможного структурирования данных и формулирования новых выводов, когда не удается найти однозначное решение поставленных вопросов при напряженном поиске ответов. Но это не значит, что надо бросить работать над проблемой, оставлять свои намерения, планы, стремления, перестать вдумываться в имеющиеся частные данные. Но стоит отвлечься, дать себе отдых, сделать «креативную паузу» (бывало — и не раз, — когда решения приходили даже во сне; поэтому, между прочим, сто­ит класть рядом с постелью бумагу и карандаш). При этом происходит своего рода «возврат креативного здоровья», интеллектуальной «свежести». Впрочем, на самом деле работа продолжается, но теперь на ином уровне. Соотношение и связь дискурсивного и интуитивного представляют иногда так:

дискурсивное

интуитивное

О природе и механизмах выработки интуитивной информации пишется много. Собираются и систематизируются свидетельства крупных ученых, однако выясняются только внешние приметы, причем с «пропусками» важных деталей, ибо самоанализ происходит ретроспективно, post festum, а опросы психологов мало что добавляют к известному. Учеными, работающими в области когнитивной психологии, проводятся эксперименты на испытуемых, но при всей изощренности техник результаты свидетельствуют главным образом о «всплывающих» у испытуемых ранее накопленных дискурсивных знаний, выявляющихся как «догадка».

Наконец, изучаются процессы в нейронных цепях мозга; и тут уже получены некоторые важные результаты. После «передачи» в подсознание накопленной дискурсивной информации идет процесс «инкубации»: вступают в действия несвойственные для дискурсивного мышления процессы. При этом происходит подсознательное формирование образно-эмоциональных «моделей» (как «наглядность ненаглядного», по выражению М. Мамардашвили) предметов, зримо «проигрываются» варианты решений. Следовательно, многое зависит от «образного» видения предмета изучения как целого.