Третье. К принципам и общенаучным категориям примыкает логика (греч. logike — наука о приемлемых способах рассуждения и доказательства). Традиционно значима формальная логика, ее законы и правила вывода. (Однако надо иметь в виду и при необходимости обращаться к другим логическим системам «выводного знания» — релевантной логике, многозначной логике, нечеткой логике, модальной логике, логике вопросов, диалектической логике и др.).
Закон тождества утверждает, что каждое понятие и суждение сохраняет в рамках относительно устойчивого состояния предмета «здесь и сейчас» одно и то же содержание. А в изменившихся условиях ситуации существенно важно найти новую характеристику определяемому. Закон противоречия (лучше: непротиворечия) «запрещает» использовать применительно к «здесь и сейчас» суждения с различающимся содержанием, т.е. логические противоречия и даже «простые» несогласованности утверждений. Закон исключенного третьего предполагает, что если относительно одного и того же явления есть утверждения +А или - А, то третье утверждение исключено (хотя в иной системе логики может быть «и то, и другое» (+- А). Закон достаточного основания требует, чтобы каждое положение было логически строго обосновано (иначе говорят о недостаточном основании суждения). На базе этих законов построена система логики.
Конечно, действие этих законов применимо лишь к статическому состоянию явлений журналистики. Когда же изучается изменение и развитие явлений, да еще и обладающих природными внутренними противоречиями, необходима гибкость их применения с учетом принципа развития, диалектического подхода. При рассмотрении конфликтных ситуаций (а ими насыщена и история журналистики, и ее современное существование), все чаще применяются теория игр, теория принятия решений, теория переговоров, теория исследования операций, теория управления, теория массового обслуживания и др. разрабатываемые в наше время концепции, которые, надо думать, окажутся порождающими факторами «дополнительных» принципов исследования. Особенное значение, повидимому, в ближайшем будущем приобретут основанные на идеях постнеклассической междисциплинарной науки, получившей название «синергетика» (о чем уже говорилось).
Однако «привычные» логические приемы дедукции и индукции способны сыграть важную роль в исследовании.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — получение достоверных следствий из посылок формально-логическим путем. Правильность построения выводов описывается в логике множеством различного типа («модусов») силлогизмов, характер которых знаком любому студенту.
Индукция (лат. inductio — наведение) — получение вероятностных выводов при рассмотрении данных «от частного к общему», преимущественно от эмпирических данных (важно, чтобы они были собраны и систематизированы научно) к обобщению. В широком смысле индукция — формирование выводов на основе размышления над фактами при «включении» догадки, интуиции. А в узком — обнаружение неизвестного с помощью ряда методов «обработки» эмпирических данных. Это метод сходства (если в различных явлениях есть сходные черты, то они в чем-то родственны); метод различия (если в двух предметных областях есть несколько сходных свойств при наличии в одной чего-то своеобразного, то нельзя их идентифицировать); метод остатков (если при сравнении двух предметов в одном обнаруживаются отличия, эти своеобразные свойства специфицируют изучаемый предмет); метод сопутствующих изменений (если изучаемая ситуация изменяется под влиянием какого-то свойства, но не изменяется при других, то выделенное свойство является существенным фактором). Полученные с применением индуктивных методов результаты важно затем проверять дедуктивными средствами и опытным (экспериментальным) путем.
Научная парадигма включает множество требований эвристики, которыми должен владеть исследователь. И надо подчеркнуть, что использование только дискурсивных средств (включение рассудка и разума, ведущих к рациональному суждению) недостаточно и даже невозможно, поскольку независимо от исследователя в ход его работы «вторгаются» средства интуиции (лат. 1пгллт.и$ — созерцание, видение, усмотрение; от 1пг.иеп — пристально смотреть). Дискурс и интуиция — взаимодополнительны.