Эвристическая направленность методологии - Системный анализ. Системотехника и синергетика

Поэтому (в частности) часто и выделяют системный анализ как метод использования системного подхода, итогом применения которого являются вариативные «сценарии» (оптимальные, хорошие, плохие) функционирования и развития той или иной системы. «Сценарии» разрабатываются в целях принятия решения по организации деятельности, воздействующей на тут или иную систему, ее подсистемы или даже отдельные элементы и связи. Такие «сценарии» — не только возможные, но и необходимые результаты анализа тех или иных журналистских систем. Разработка, оценка, предложения по реализации тех или иных «сценариев», стоит напомнить, зависит от применяемой научной парадигмы, в т.ч. социальной позиции исследователя.

Системный анализ и разработка «сценариев», выбор оптимального, определение необходимых для его реализации, сил и средств, создания или преобразования организационных структур и т.д. — задача науки о журналистике, постепенно становящаяся все более важной. Отсюда — обращение к возможностям системотехники, а также принципам синергетики — такого применения системного подхода и анализа, в результате которого знание о журналистике становится более прагматически ценным. Притом, конечно, в самых разных областях: от разработки теоретических основ государственной информационной политики до формирования оптимального типологического облика изданий и программ, не говоря уже о более «мелких» проблемах.

Системотехника — принципы концептуальной разработки и практического создания сложных систем, их структур и подсистем, определения их функций и характера оптимального функционирования и взаимодействия, средств и способов управления с учетом объективных законов макросистемы — социальной среды.

Исследователям журналистики следует задумываться над тем, дают ли результаты работы научные характеристики и оценки изучаемых явлений лишь материалы «внутринаучного» порядка или исследования должны быть «системотехнически» направлены. Для историков это могут быть прогнозные характеристики на основе экстраполирования позитивных (сточки зрения исследователя) тенденций, зафиксированных в исследовании; при этом, конечно, реальное развитие может идти совсем по другому «сценарию», порой даже реакционному. Но ведь законы развития объективны, и если позитивные тенденции не осуществились, то надо, с одной стороны, искать факторы негативного или «бокового» развития, а, с другой, использовать их как критерии оценки дальнейшего движения журналистики.

Теоретики с помощью концептуальных исследований с учетом социологических данных могут (и, представляется, обязаны) «работать» не только на оптимизацию педагогического процесса, но и «конструировать» те или иные журналистские объекты. Например, разрабатывать концепцию общественной (или, в другой терминологии, государственно-общественной, социально-правовой) журналистики — «третьего» типа журналистики, которая должна занять достойное, а, может быть, и первое место в системе СМИ.