Эвристическая направленность методологии - Научная абстракция

Объективно проведенный анализ приводит к абстракциям разного рода. «Изолирующая абстракция» — такое вычленяющее обобщение, которое, с одной стороны, характеризует существенное в этом объекте, а с другой, выходя за рамки конкретного объекта изучения, помогает понять существенные стороны и множества других. Как определить понятие «газета»? Только через изучение множества газетного типа изданий «во времени и пространстве», отвлекаясь, естественно, от существенных свойств каждого издания. Так возникает сначала «обобщающая» абстракция, а затем и «идеализирующая», с помощью которой явления журналистики («газета», «аудитория», «массовая информация» и т.д.) характеризуется в «чистом виде». Близка к ним и «абстракция отождествления» — обнаружение общих признаков у разных явлений. Чрезвычайно важно формирование через сравнение выделенных абстракций связывающей их предельной абстракции как ядра изучаемого явления. Если признать, что термин «свобода печати» универсален, то, изучив позиции и системы взглядов разных авторов, писавших о ней на протяжении веков, важно отобрать такие характеристики, которые, будучи «сложенными», дадут возможность говорить о путях решения проблемы. А затем, проанализировав и сопоставив их существенные черты, соединить на основе предельной абстракции (свобода содержит в себе необходимость как снятую) в целостное структурно развернутое представление. Таков путь к абстрактно-всеобщим характеристикам («газеты», «публицистики», «аудитории», «толерантности» и т.д.). А прогностически направленный процесс абстрагирования приводит к формированию абстракции потенциальной осуществимости. Так в наше время разрабатывается идея общественной (государственно-общественной, общественно-правовой — название ищется многими) журналистики, представляющейся существенно важным типом СМИ рядом с государственными и частными.

Выделенные в результате анализа абстракции, если они верны, — это существенные свойства, отношения, связи в изучаемом явлении. Но, будучи «отдельными», они характеризуют «части» изучаемого, даже если это абстрактно-всеобщие характеристики. При этом может статься, что выделена «односторонне правильная» абстракция, дающая верное, но однобокое понимание, знание лишь о части сущностной природы предмета. Задача же исследователя понять сущность целого.